Автор и блоггер Наталья Черешнева - об отношениях между КХЛ и ее аудиторией. Нами. Потребителями. Болельщиками. И том, почему они такие - наплевательские.
Иногда кажется, что нет в мире ситуации запутаннее, чем в нашем хоккее. Лига делает одно, болельщики (то есть, с точки зрения лиги - потребители) реагируют совсем не так, как должны бы, хоккеисты и вовсе третья сторона, особняком и сами по себе. И, главное, за какую ниточку ни потяни, в итоге все равно свяжешь еще более тугое макраме, но никак не распутаешь этот узел.
Ибо на деле у нас такая ситуация. Есть КХЛ. У КХЛ есть набор разного рода и разной масштабности проектов. Свое младшее детище (ВХЛ) она определяет поиграть один матч на авианосце. Два своих собственных "взрослых" клуба собирается отправить в Америку играть два матча. То ли выставочных (см. Шалаева), то ли обычных боевых (см. всех остальных). Драфт вот устроила. Матч Звезд. Даже "классику", и ту внедрила.
А каков итог всего действа? КХЛ - дураки. Вот ведь неблагодарность-то какая! Лига на пупе крутится, придумывает, силится поразить воображение в планетарных масштабах - а все равно, дураки, работать не умеют, что за бред и всем им там плевать на нас, простых болельщиков. И вообще, всё ведь так и ждут повода, дабы плюнуть в наши болельщицкие души и всячески нам показать, кому мы нужны и нужны ли вообще хоть кому-то.
И вот смотрит, поправляет внушительной цены очки, или контактные линзы one day в глаза вставляют, и смотрит (ну вдруг все-таки смотрит?) КХЛ на всю эту обратную связь, смотрит. Да делает вывод - вы сами не знаете, чего хотите, и все равно, что мы ни сделай, все будет плохо. А раз так - чего вас и в расчет принимать?
Это, в принципе, допустимое и достаточно логичное умозаключение. НО.
Как бы в данном случае поступили профессионалы?
Мы стараемся, придумываем, но мы дураки. Почему так происходит? Есть ли объективность в такого рода обвинении? Что именно мы делаем не так? Может, мы и правда дураки, раз так много людей в этом уверены и говорят об этом на всю округу?
Начинается поиск проблемы. Исследования. Обратная связь. Начинается работа, по очень конкретному вопросу и достаточно узкой специфике. Но - это у профессионалов.
Лига точно знает, КТО ее болельщик. Она точно знает, какой он, какими интересами живет, что может себе позволить, а что нет.
Теперь вопрос. Смешной. У нас вообще кто-нибудь в курсе подобных вещей? Да, география России (+ прилегающие территории, если речь про КХЛ) настолько необъятна, что нельзя обобщить и показать унифицированную картину. Хорошо. Поделите по регионам. Поделите по "хоккейным регионам". Исследуйте по отдельности и сделайте выводы.
Пытался ли хоть кто-то понять нашего болельщика? Пусть даже в сухих цифрах и фактах - ну хотя бы так?
Нет. Ну или все очень явно указывает на то, что нет.
Вспомним достаточно избитый факт, условно назвав западный мир словом "там", а наши реалии - "здесь". Так вот, "там" все построено на потребителе. Наплевать на себя, на исполнителей. Главное - он, тот, кто заинтересуется и принесет нам свои деньги. "Здесь" картина до смешного обратная - плевать мы хотели на потребителя, он все равно никуда не денется и все нам принесет. Да еще и того, что принесет, все равно мало, так что чего на него отвлекаться, на потребителя этого?
Поэтому возникает предубеждение - "там" заботятся о болельщиках, "здесь" - о себе любимых (и о хоккеистах еще немножко).
Вывод, который напрашивается - "здесь" о нас никто не заботится. И всем на нас плевать.
Это достаточно логичный вывод, но он не единственный. И совсем уж не факт, что единственно верный.
Возможно, есть еще и второй вывод. У нас просто нет "буфера". Между "ними" и "нами". Может, не настолько и дураки наша КХЛ. Да и не настолько ироды мы. Просто нет того рупора, который мог бы донести соображения от "нас" до "них", и растолковать "нам" то, что напридумывали "они".
Клубы здесь не то чтобы бессильны, просто это априори не совсем их задача. Это - задача лиги. И даже Шалаев, при всей его порой убедительности и усердии - не панацея.
Чтобы нас понять, нас надо попытаться изучить. Чтобы нас изучить, для этого надо найти исследователей. Чтобы найти исследователей, надо захотеть исследовать. Чтобы захотеть исследовать, надо быть профессионалом.
Все просто. Казалось бы... Ведь стоит только захотеть.