Бывший капитан, а ныне тренер новосибирской "Сибири" Дмитрий Юшкевич ответил на вопросы посетителей .
- Как вы относитесь к невызову игроков "Сибири" в первую сборную России?
- Считаю, что у нас есть достойные ребята, которых можно было бы пригласить на просмотр. Но тренерам сборной виднее, они готовят команду к чемпионату мира. Кроме этого, я очень рад за наших молодых парней, которые поехали в молодежную сборную - это Владимир Тарасенко и Никита Зайцев, два игрока основного состава, плюс Максим Игнатович. Это хорошо и для них, для их развития, и для клуба, который представлен на международном уровне. Для нас это важно.
- Реально ли Владимиру Тарасенко закрепиться в НХЛ?
- Я думаю, что у Владимира есть необходимые данные, талант, и шанс хорошо начать свою карьеру в НХЛ у него будет. Но не надо забывать, что это совсем другая страна, другой хоккей. Похвально, что наши игроки стремятся играть в лучшей лиге мира, но я с высоты своего опыта думаю, что сначала ребята должны стать лидерами, безусловными лидерами, в своих российских командах и в первой сборной России. А уже после - ехать покорять Америку и Канаду.
- Есть ли в Новосибирске молодежь, способная в будущем вырасти в звезд? Все ли условия для этого созданы?
- Мне тяжело об этом судить, так как я работаю с первой командой и лишь немножко вижу ребят из "Сибирских снайперов", поэтому вряд ли мое мнение будет объективным. Нет сомнений, что сибирская земля богата талантами, причем не только в хоккее. Поэтому - да, конечно, способная молодежь есть, но это при правильном подходе, работе с детьми. Условий в Новосибирске, одном из самых крупных городов страны, пока, к сожалению, нет.
- Как обстоят дела в Новосибирске с детским хоккеем? Как вы относитесь к тому, что некоторые родители путем подарков, уговоров и взяток продвигают свое чадо по хоккейной лестнице?
- Когда я играл за "Сибирь" два года назад, мой сын был со мной, пытался здесь заниматься, и могу сказать, что дела с детским хоккеем обстоят плачевно. У детей очень мало ледовой практики, они тренируются в основном "на земле" и в другом дворце. Количество ледовых тренировок просто мизерное по сравнению с тем же "Локомотивом", где сейчас играет мой сын: там тренируются по полтора часа на льду, плюс "земля", плюс подкатки. А детский хоккей в Новосибирске, как и весь хоккей, наверное, в целом, оставляет желать лучшего. Что касается взяток, подарков и прочего в российском хоккее - это вообще безобразие. Я читал интервью Александра Овечкина по этому поводу, и считаю, что это просто недопустимо. К счастью, я с этим не столкнулся - ни сам, ни через детей. Это ужасно, это уже не спорт.
- Почему вы решили стать хоккеистом?
- У меня был выбор: пойти на завод, или стать хоккеистом. Я подумал, что стать хоккеистом будет легче.
- Вы много и небезуспешно играли в НХЛ, видели в деле многих великий игроков. Кто на вас произвел наибольшее впечатление?
- В моей душе самый заметный след оставил Марио Лемье. Он два раза возобновлял свою карьеру после тяжелейших травм, болезней, рака. Оба раза он добивался высокого результата, играл на максимуме. Поэтому для меня этот человек - номер один.
- Вы поиграли в разных командах. Какая вам запомнилась больше других?
- Неизгладимое впечатление на меня произвел "Торонто Мэйпл Ливз", где я провел семь лет. Именно в Торонто родились мои дети, там я стал на ноги как игрок, как защитник. Во всей моей карьере это было самое значимое время.
- Если бы вы могли начать свою карьеру сначала, что-нибудь изменили?
- Наверное, ничего. Хотя... Может быть, на год позже поехал бы в НХЛ. В 1992-м году, играя за московское "Динамо", многие ребята, с которыми я играл, поехали за океан. Я мог остаться, так как у меня был еще год контракта, но тоже выбрал вариант уехать. Чувствовал себя одиноко, Владимир Владимирович Юрзинов уехал из "Динамо" тренировать в Финляндию. Тогда многие уезжали из-за задержек зарплаты, но у нас все было нормально - "Динамо" было чемпионом страны.
- Вас в Торонто обратно не тянет?
- Можно спросить также, не тянет ли меня обратно в Лос-Анджелес, в Нью-Джерси... Нет, не тянет. Я - россиянин, и все мои корни здесь.
- Понравилось ли вам в современной России?
- Я не ставил для себя никаких критериев оценок из разряда понравилось - не понравилось. Вернулся в свою страну и живу здесь. Если бы мне здесь не нравилось, я бы уехал.
- Поделитесь воспоминаниями о вашей игре в магнитогорском "Металлурге". Что заставило вас поменять этот клуб на питерский СКА в 2006-м?
- Самые яркие мои выступления в России связаны именно с "Магниткой". Я работал с Дэйвом Кингом, играл с Женькой Малкиным в одном звене. Мы заняли первое место в регулярном чемпионате, а в полуфинале плей-офф обидно проиграли Омску. Конечно, не могу забыть, когда на следующий год я приехал в Магнитогорск в составе СКА, болельщики устроили мне овацию, а руководители клуба вручили бронзовую медаль. Это растрогало до слез. Что заставило меня уехать? Хотелось быть ближе к северо-западному региону, потому что моя семья жила в Лос-Анджелесе, а из Питера летать в Америку намного проще, нежели из Магнитогорска.
- Вы, как воспитанник череповецкой школы хоккея, не планируете в дальнейшем вернуться на вологодчину и связать судьбу с череповецкой командой?
- Отвечу так: человек предполагает, бог располагает. Поживем - увидим.
- Давно ли у вас зрело решение стать тренером, и как так случилось, что вы стали этим заниматься?
- У меня не было однозначного мнения - быть тренером или нет. Я даже сейчас не могу сказать, останусь ли я тренером после нынешнего сезона. Очень много противоречий, очень много работы. Хочется видеть более весомый результат своей деятельности. Пока я однозначно не могу воспринять и оценить ситуацию.
- Как вам сибирские морозы?
- Ох... Холодно!
- В каких аспектах КХЛ нужно проводить усиленную работу, чтобы составить реальную конкуренцию НХЛ?
- Я считаю, что КХЛ - это социальная программа, а значит, она тесно связана с развитием нашей страны в целом. Чтобы составить конкуренцию НХЛ, нужно, в первую очередь, составить конкуренцию по уровню жизни с Америкой. Если у нас пенсионеры не получают вовремя пенсию, если рабочий на заводе получает зарплату с задержкой, о чем будет думать глава семьи - как сходить на хоккей, или где достать денег, чтобы купить пачку пельменей?
- Как вы относитесь к предложению начинать плей-офф встречами "Восток" - "Запад"? Совершенно очевидно, что Запад слабее, но ему незаслуженно гарантировано место в финале.
- Я бы не сказал, что Запад слабее. В плей-офф нет слабых команд, да и вообще в лиге их нет, просто западные и восточные клубы проповедуют разный стиль игры. Нужно все оставить так, как есть.
- Как вы считаете, нужно ли уменьшать хоккейные площадки в России?
- Еще месяц назад я склонялся к тому, что надо: все-таки, чем меньше площадка - тем динамичней хоккей. Но не так давно я почитал интервью на эту тему с Владимиром Юрзиновым, задумался, и понял, что однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Сколько плюсов, столько и минусов. Плюсы: хоккей на маленьком льду более быстрый, будет больше силовых приемов, больше бросков, и, как следствие, больше голов. Но у нас на сегодняшний день не настолько высок уровень судейства, чтобы отличить правильную силовую борьбу от грязной игры, поэтому будет перекос либо в сторону постоянных удалений, либо в сторону грязи. Опять же, если взять среднестатистического российского хоккеиста - насколько высок уровень его игры? Будет ли он в состоянии осуществлять все действия с шайбой намного быстрее, что необходимо на маленькой площадке? Нужно быстрее и точнее делать передачу, быстрее готовиться к броску. Я не знаю, соответствует ли этому средний российский уровень. В НХЛ играют лучшие хоккеисты мира, которые в состоянии на таких скоростях выполнить любой хоккейный элемент, а у нас - поставлю многоточие со знаком вопроса.
- В "Сибири" вы отвечаете за игру защитников. Как вам такая практика, когда в команде есть деление среди тренеров по амплуа? Правилен ли такой подход?
- Я вообще не понимаю, как в нынешнее время можно тренерам работать вдвоем. Втроем-то тяжело! Когда Игорь Павлов был у нас, он отвечал за нападающих, я - за защитников, а Андрей Тарасенко - за всю команду в целом. Игроки требуют большого внимания, и особенно - по амплуа, потому что у каждого амплуа есть свои особенности. Игра у защитников совершенно специфична, она настолько не похожа на игру нападающих, что тонкостей просто масса. А про вратарей и говорить не стоит - вратарь для меня это просто непознанный мир. Раньше, когда я был игроком, я знал, что голкиперы - особенные люди, но сейчас я вижу, как работает со стражами ворот наш тренер вратарей Константин Капкайкин. Эта работа настолько сложна и специфична, что вопроса про деление тренеров по амплуа даже не возникает. Если хочешь добиться успеха - оно, безусловно, должно быть.
- Есть ли для вас в нашем чемпионате принципиальные соперники? Если есть, то в чем заключается эта принципиальность?
- Для меня, как тренера, принципиальных соперников, наверное, нет. Но в бытность хоккеистом, поиграв и за "Локомотив", и за "Северсталь", откуда я родом, конечно, по особенному относился к матчам против этих команд. Считаю, что есть доля хитрости, когда игроки говорят, что для них матчи против своих бывших клубов - обычные. Я читаю многие интервью, и наших, и ребят из других команд и точно знаю, что свои лучшие игры хоккеисты проводят против своих прежних клубов. Здесь ответ очевиден, просто его никто прямо не говорит.
- С чем связано хорошее выступление "Сибири" в нынешнем сезоне?
- У нас была очень грамотная селекция, когда на каждое место в составе было несколько игроков, и во главу углу ставился именно характер хоккеиста. Учитывалось даже не мастерство, а именно характер, а хоккейные умения - во вторую очередь. Вы, наверное, и сами видите, что многие матчи мы выигрываем именно на характере. Для нас очень важна психологическая совместимость.
- На что может рассчитывать "Сибирь", выйдя в плей-офф?
- Плей-офф - это совсем другой хоккей. Прогнозы - дело неблагодарное, поэтому я бы воздержался от них.
- Не хотелось бы вам самому выйти на лед, как это сделал Вячеслав Фетисов? В Новосибирске многие мечтают увидеть вас снова на льду.
- То, что сделал Фетисов - это вообще подвиг. Наверное, есть лишь два человека, которые могут сделать подобное - это он и Игорь Ларионов, а все остальные будут выглядеть на льду довольно-таки смешно. Я вижу, как играют и тренируются ребята в "Сибири" и понимаю, насколько велика разница между ними и мной не в лучшую для меня сторону. Поэтому повторять поступок Фетисова мне бы не хотелось. Сейчас, когда я смотрю на игру уже глазами тренера, то понимаю, что возрастные игроки должны быть и быстрыми, как, например, Олег Петров из "Атланта", и мастеровитыми. То есть не в каком-то одном компоненте превосходить молодых, а во всех. Только так можно играть на этом уровне.
- Тяжело ли перестраивать игру "Сибири" после потери ведущих хоккеистов, вызванных в молодежную сборную?
- Нет. У нас в команде достаточно ровный подбор исполнителей, звенья играют равномерно, и ярко выраженной первой пятерки у нас нет. Даже если кто-то по статистике у нас идет на первом месте по игровому времени, это еще не говорит, что это наши основные игроки. Потеря молодых ребят, конечно, сказалась, но больше в психологическом плане, нежели в игре. Мы перешли на игру в три пары защитников, но для современного хоккея три пары - оптимальный вариант.
- Как вы оцените поддержку новосибирских болельщиков?
- Однозначно на этот вопрос не ответишь. Очень приятно, когда команду поддерживают, когда после сумасшедших игр идет сумасшедшая же волна, и весь дворец скандирует: "Молодцы". Эта энергетика подпитывает не только ребят, но и нас, тренеров. Но в последнее время меня поддержка очень сильно разочаровала - я имею в виду то, что болельщики говорили о нас после матчей с "Амуром" и новокузнецким "Металлургом". Я понимаю, что люди быстро привыкают к хорошему. Но когда нас обвиняют в том, что мы не забиваем десять голов Новокузнецку, и говорят, что это наша худшая игра... После этого я, как тренер, чувствую себя реально оскорбленным за ребят. Поймите, намного легче играть против "Салавата" или "Авангарда", чем против "Амура" или новокузнецкого "Металлурга". "Амур" продолжает биться за плей-офф, "Кузне" нечего терять, к тому же мы соседи по региону, и каждый матч с таким соперником - это больше, чем просто игра.