Команды

 

Заикание весьма распространенная проблема

 

Заикание — нарушение речи, для которого характерно частое повторение звуков, слогов и слов либо их удлинение. Также имеется частая остановка и нерешительность в речи, разрывающие её ритмичное и плавное течение.
 
Синоним заикания — логоневроз (навязчивый страх общения).

Статистика

Логоноврозом страдают чаще дети, нежели взрослые. Причем распространенность заикания среди детей варьирует от 0,75 до 7,5%. На эти цифры оказывает огромное влияние место и условия проживания, а также возраст.
 
Примечательно, что у мальчиков в три-четыре раза чаще встречается заикание, чем у девочек.
 
Также заиканию более подвержены воспитанники детских домов, нежели дети, посещающие обычные детские сады и школы. В этом случае большую роль играет ранний отрыв от родителей, поэтому травмируется детская психика (ребенок получает стресс).
 
Тогда как в сельской местности заикание среди детей встречается намного реже, что связанно со спокойной обстановкой.
 
Заикание у большинства детей проходит по мере взросления, поэтому от него страдает лишь 1-3 % взрослого населения.
 
Примечательно, что частота развития логоневроза у родных братьев и сестер составляет 18%. То есть имеется наследственная предрасположенность к недугу.

Интересные факты и история

Упоминания о заикании доходят до нас ещё с древних времен. Оказывается, заикались некоторые египетские фараоны, персидский царь Бат, пророк Моисей (судя по описанию, у него имелся дефект речи, похожий на заикание), философ и оратор Демосфен, римский поэт Вергилий, Цицерон и другие видные деятели древних времен.
 
Заикание упоминается и в трудах Гиппократа: он полагал, что причина заикания — накопление влажности в головном мозге. Тогда как Аристотель (основоположник научной философии) считал, что логоневроз возникает из-за неправильного сотрясения артикуляционного аппарата.
 
Однако всё же истинные причины развития логоневроза оставались неизученными до начала девятнадцатого столетия. Поэтому для лечения заикания применялись как народные способы (заговоры, мази, ношение амулетов и другие), так и поистине варварские методы: подрезание уздечки языка либо удаление части его мышц (предложение немецкого хирурга Иоганна Фридриха Диффенбаха). И такие жестокие способы лечения некоторым больным всё же помогали.
 
В начале девятнадцатого века американские и французские ученные разработали лечебную гимнастику, которая помогала избавляться от заикания. Но она не давала мгновенного результата, поэтому не пользовалась успехом.
 
Однако наибольший вклад в изучение заикания внесли русские ученные — психиатр И. А. Сикорский (впервые систематизировал все знания о заикании) и физиолог И. П. Павлов. Благодаря их трудам стали понятны причины развития заикания. Также в начале двадцатого столетия были разработаны специальные методики, помогающие избавиться от заикания и других нарушений речи. Кроме того, было основано новое направление в медицине — «Логопедия» (наука о нарушениях речи). И все это заслуга русских ученных.
 
Однако многое до сих пор остается неизвестным. Например, не ни как не объясняется, тот факт, что большинство больных с логоневрозом не заикаются, когда говорят сами собой, во время пения или разговора хором.

 Причины развития заикания

Остаются предметом дискуссий. Но мнения ученных сходятся на том, что в возникновении заикания играет роль совокупность нескольких факторов: наследственность, состояние нервной системы, особенности становления речи и так далее.
 
Однако даже наличие причин не всегда приводят к развитию заикания, они являются лишь пусковыми механизмами. А разовьется ли заикание, зависит от изначального состояния центральной нервной системы и тонуса двигательного речевого центра Брока.

 Лечение заикания

Проводится как в стационаре, так и амбулаторно. Применяются в комплексе различные виды психотерапевтического воздействия, лечебная физкультура, лекарственные препараты (например, успокоительные, антидепрессанты, витамины) и так далее.

Методики лечения заикания

Существуют в большом количестве, но задача у всех одна — заставить речевые центры работать синхронно с одинаковой скоростью. В основу положено торможение речевого центра Брока и возбуждение других двигательных центров.
 
В статье приведены лишь некоторые из методик, применяемые для лечения заикания у детей и взрослых.

Устранение заикания у дошкольников

«Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях» — методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л. и Успенской Л.П.
 
Курс рассчитан на 2-3 месяца (36 занятий).
 
Основа методики — поэтапное создание игровых ситуаций, которые формируют у заикающихся детей навыки самостоятельной речи. А далее помогают переходить от общения словами к развернутым фразам. Кроме того, методика включает в себя логопедические занятия на каждом этапе: выполняются специальные упражнения для расслабления мышц и снятия эмоционального напряжения.
 
Методология L.N.Smirnova «Логопедия в заикании»
 
Применяется система игровых упражнений, рассчитанная на 30 недель (один учебный год). Занятия рекомендуется проводить ежедневно по 15-20 минут в утренние часы.
 
Цели

    Обеспечение коррекции речи и личности
    Развитие чувства ритма и темпа речи
    Улучшение внимания и памяти
    Развитее мелкой моторики рук и расслабление мышечного тонуса
    Развитее речевой и двигательной координации

Методика Силивестрова
 
Длительность — от 3 до 4 месяцев. Курс — 32-36 занятий.
 
Методика включает три этапа:
 
I. Подготовительный. Создается спокойная обстановка и ограничивается речевое общение. Далее стимулируется активная работа ребенка над своей речью.
II. Тренировочный. Переходят от тихой речи — к громкой, а от спокойного вида деятельности — к эмоциональной. Для этого используются активные, творческие игры. Причем на этом этапе в лечении принимают участие и родители.
III. Закрепительный. Плавная речь закрепляется в более сложных ситуациях: беседа, рассказ и так далее.
Устранение заикания у подростков и взрослых

Методика В.М. Шкловского
 
В ней объединена работа психиатра, невропатолога и психотерапевта. Курс лечения — 2,5-3 месяца. Во время лечения больной пребывает в стационаре.
 
Методика включает четыре этапа:
 
I. Больного тщательно обследуют и выявляют причину заикания.
II.Перестраиваются укоренившиеся навыки и нарушенное отношение личности.
III-IV. Проводятся тренировки речи в жизненной обстановке, в которой обычно пребывает заикающийся. Благодаря чему у больного воспитывается речевая активность, также в нем укрепляется уверенность, что он сможет справиться с заиканием в любой ситуации.
 
Далее проводится профилактика рецидивов (возврата симптомов заболевания).
 
Методика Л.3. Арутюнян
 
Вначале проводиться лечение в течение 24 дней в стационаре, затем — пять курсов по пять-семь дней в течение года.
 
Методика состоит из нескольких этапов:

    Проводится работа для устранения речевых судорог
    Уменьшается чувство тревоги, связанной с актом речи
    Осознания больным своего состояния и уверенности в выздоровлении

Особенность методики — синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки. То есть формируется новое психологическое состояние, в котором речь больного связана со спокойствием, правильной интонацией и мимикой, уверенной осанкой и так далее. Первоначально такая речь медленная, но она дает возможность с первых занятий говорить больному без судорожных запинок.

Новые методики для лечения заикания

Комплекс BreathMaker

При использовании методики «протезируется» речевой круг между центром Брока (речевым центром) и центром Вернике (центром распознавания речи).

Суть методики

Заикающийся говорит в микрофон, его речь записывается, а затем исправляется компьютерной программой. Далее исправленная речь подается в наушники и анализируется центром Вернике правильно. В результате снимается тонус с центра Брока.

Такой механизм направлен на устранение психологической зависимости и неуверенности в себе больного. Ведь он при небольшой запинке думает, что окружающие воспринимают его критически. Поэтому наступает ещё большее перевозбуждение речевых центров, которое ведет к усугублению нарушения речи.

Мотивация — основа лечения

Больные логоневрозом — талантливые, ранимые и впечатлительные люди. Однако нередко они инертны или ленивы. За долгие годы своей болезни они приспосабливаются, извлекая вторичную выгоду из своего состояния: их реже вызывают к доске, не отправляют на конкурсы чтецов, освобождают от устных опросов и так далее.

Однако со своим нарушением речи можно и нужно бороться. И главное — помнить, что пока ещё не изобрели «волшебную» таблетку от заикания.

Что делать родителям?

Маленькие непоседы — особая категория больных. Ведь трудно объяснить ребенку, что нужно помолчать всего несколько дней, именно сейчас нельзя смотреть любимый мультик и так далее. Поскольку в силу незрелости мозговых структур дети не умеют ждать. Поэтому родителям придется набраться терпения и научиться пользоваться небольшими уловками.

Организуйте режим дня.

Организуйте сон ребенку не менее 8 часов в день (при необходимости дневной сон), исключите активные и компьютерные игры в вечернее время. Ограничьте время просмотра мультиков и постарайтесь не давать смотреть новые серии пока длиться лечение. Таким образом, уменьшится перенапряжение центральных отделов речи.
 
Организуйте правильное общение.

Дети наедине с собой не заикаются, поэтому постарайтесь первыми не обращаться к ребенку. Разговаривайте с малышом спокойно, не спеша и плавно, выговаривая все слова. Общаясь с ребенком, старайтесь использовать вопросы, ответы на которые простые и односложные. Если малышу трудно выговорить фразу самостоятельно, произнесите её вместе.
 
Соблюдайте охранный речевой режим.

Читайте книги только хорошо знакомые, не просите ребенка пересказать сказку, увиденное или разучивать стихотворение — для этого наступит подходящее время несколько позднее. Выбирайте для прогулок не шумные места. Лучше играть в спокойные игры (например, сборка конструктора, лепка, рисование), чтобы ребенок комментировал свои действия, поскольку наедине с собой он не заикается.
 
Следите за питанием.

В рационе должна преобладать растительно-молочная пища. Следует ограничить шоколад, сладости, острую, соленые и жаренную пищу.
 
Что делать взрослым пациентам?

Следует учесть, что предстоит долгий и кропотливый труд как врача, так и пациента. Поэтому до начала лечения они заключают между собой некий договор. Согласно нему врач обязуется лечить, а пациент — выполнять все рекомендации доктора: регулярно заниматься упражнениями, при необходимости в начале лечения соблюдать режим тишины и так далее.

Затем, поборов свой страх, больной должен «войти» в заикание. То есть вести дневник выступлений, проявлять инициативу в общении (например, рассказывать анекдоты или истории) и так далее. Такая тактика дает хорошие результаты. Яркий пример — знаменитости, поборовшие свой недуг.




дата: 01.07.16 просмотров: 1353
     
 

Вы читали: Заикание весьма распространенная проблема.

 
  Предлагаем Вашему вниманию другие новости по теме:

Крикунов: Нормально с выезда едем, с очками
Крикунов: Нормально с выезда едем, с очками

Крикунов: Очки нужны "Барысу" - мы выпали из восьмерки и пока отстаем
Крикунов: Очки нужны "Барысу" - мы выпали из восьмерки и пока отстаем

Владимир Крикунов это звено дает почти 50 процентов результата
Главный тренер казанского «Ак Барса» Владимир Крикунов после поражения от челябинского «Трактора» команде не хватает травмированного капитана Алексея Морозова.

Владимир Крикунов: нам очень не хватало Морозова  
Владимир Крикунов: нам очень не хватало Морозова  

Крикунов: хорошо, что Зарипов забил последний гол  
Крикунов: хорошо, что Зарипов забил последний гол  

Крикунов: продолжать серию при 0-2 не очень-то приятно  
Крикунов: продолжать серию при 0-2 не очень-то приятно  

Крикунов: Куляш и Захарчук сыграли безалаберно
Крикунов: Куляш и Захарчук сыграли безалаберно



Поиск
Горячие новости