"Я не готов говорить на эту тему". "Сейчас я занимаюсь тем, что отдыхаю и устанавливаю забор из рабицы на даче". "Оставьте меня в покое со своими вопросами о национальной команде". Вот и все, что мы в последние дни услышали от главного кандидата на пост наставника российской сборной.
Вас, болельщиков, удивляет скупость комментариев Зинэтулы Билялетдинова? Нас, репортеров, - нет. И не только потому, что у двукратного победителя плей-офф Кубка Гагарина в российском хоккее давно сформировался имидж тренера-молчуна номер один. Просто ему пока и впрямь нечего сказать. Причина проста: ситуация вокруг назначения главного тренера сборной развивается так, что от самого Билялетдинова зависит не многое.
По данным "СЭ", встреча президента ФХР Владислава Третьяка с пока еще действующим рулевым "Ак Барса" состоялась уже 26 мая. В тот самый "черный четверг", когда исполком федерации единогласно отправил прежних тренеров сборной в отставку. Непримиримые противники уволенного дуэта Вячеслав Быков - Игорь Захаркин еще праздновали победу и плясали на костях поверженных специалистов, а Третьяк уже начал действовать.
По нашей информации, разговор босса ФХР с Билялетдиновым получился чрезвычайно продуктивным. Но, как выяснилось позднее, договоренность с Билялетдиновым стала лишь первым шагом. И не самым трудным.
Не секрет, что никакого совместительства ФХР главному тренеру национальной команды отныне позволять не намерен - как минимум до конца Олимпиады-2014 в Сочи. Это значит, что новое назначение Билялетдинова может состояться не раньше его ухода из "Ак Барса". С которым он связан долгосрочным контрактом.
То, что между Зинэтулой Хайдаровичем и руководителями и кураторами казанского клуба существуют дружеские отношения, хорошо известно. Билялетдинов этими отношениями весьма дорожит. В связи с этим главный претендент на пост наставника национальной команды, по нашим данным, обратился к Третьяку с просьбой о содействии в переговорах с "Ак Барсом".
Проще говоря, Билялетдинов хочет, чтобы расставание с практически родным ему клубом получилось как можно более мягким. Если уходить в сборную - то с благословением, полученным в Казани.
Флагман хоккея в Татарстане, что тоже хорошо известно, - организация, где принципы "вертикали власти" возведены едва ли не в абсолют. Над главным тренером Билялетдиновым стоит генменеджер Равиль Шавалеев, который подчиняется президенту клуба (и одновременно - гендиректору спонсирующей клуб "Татнефти") Шафагату Тахаутдинову. Тот, в свою очередь, не принимает решений по ключевым хоккейным вопросам без консультаций с высшим руководством республики.
Приглашение Билялетдинова в сборную России - случай из категории "ключевых". Вот Третьяк и ведет в последние дни переговоры на разных уровнях, обеспечивая сменщику Быкова освобожденный статус. Именно эти переговоры - причина молчания Зинэтулы Хайдаровича. Ведь сам он не может повлиять на решение президента республики Татарстан Рустема Минниханова. При том что вопрос о расставании тренера с казанским клубом рассматривается уже в президентском кабинете.
Консультации с политическим руководством Татарстана идут при содействии министра спорта Виталия Мутко, чьему ведомству предстоит одобрить кандидатуру, названную федерацией.
Судя по всему, итоги этих переговоров устроят всех заинтересованных лиц. Казани, конечно, жалко расставаться со специалистом категории "топ". Но в республике осознают, что работа на благо сборной (особенно в преддверии домашней Олимпиады) - дело куда более значимое, чем интересы одной отдельно взятой команды. По некоторым данным, "добро" на уход Билялетдинова из "Ак Барса" кураторы и руководители клуба могут дать уже сегодня.
Если ключевой вопрос будет решен, другие детали переговоров можно будет считать простой формальностью. Придя к согласию по главному пункту, стороны вряд ли станут искать поводы для разногласий в вопросах второго плана.
Выход Билялетдинова из отпуска запланирован на 13 июня. Не случится ли так, что именно этот день будет выбран для церемонии официального вступления специалиста на новую, столь важную должность?