Одним из трех энхаэловцев, которых донецкий «Донбасс» подписал на время локаута в НХЛ, стал финалист последнего розыгрыша Кубка Стэнли Алексей Поникаровский. Накануне матча со СКА форвард «Виннипега» рассказал, как изменился российский хоккей, почему он хочет попасть в Сочи и чем опасен лидер армейцев Илья Ковальчук.
— Вы уже третий раз появляетесь в российском чемпионате. В конце прошлого века выступали за московские «Крылья Советов» и «Динамо», в прошлый локаут защищали цвета «Химика», а сейчас играете за «Донбасс». Разница ощутима?
— Российская лига, конечно, стала сильнее. Особенно это чувствуется по инфраструктуре ледовых дворцов, по тем мелочам, на которые раньше у нас никто не обращал внимания. Сейчас все на приличном уровне. Единственное, что бросается в глаза, — в чемпионате не хватает команд с большими хоккейными традициями — «Крыльев Советов» и «Химика», чьи цвета я в свое время защищал. Российский хоккей для меня ведь почти родной. Ведь я в 15 лет переехал из Киева в московскую школу «Динамо», из которой вышел уже состоявшимся хоккеистом. Теперь туда часто приезжаю туристом, снимаю квартиру в киеве посуточно
— Есть различия между прошлым и нынешним локаутами в НХЛ?
— В принципе, различий нет — хозяева клубов вновь хотят получать больше денег от прибыли. В этом и заключается весь сыр-бор. Мы, в свою очередь, пытаемся не уступить им.
— Какой вид спорта кроме хоккея близок вам?
— Наш футбол. Даже в финальной серии Кубка Стэнли — 2012 между моим «Нью-Джерси» и «Лос-Анджелесом» находил время смотреть по телевидению матчи чемпионата Европы по футболу. Жаль, что не смог приехать на этот турнир.
— Зато еще можете посетить чемпионат мира 2018 года, который пройдет в России.
— Обязательно постараюсь вырваться.
— До этого в России пройдет еще одно значимое спортивное событие — зимняя Олимпиада 2014 года. Что слышно в Канаде про Сочи?
— В Канаде знают, что в Сочи все строится с нуля — катки, другие спортивные комплексы, и они за этим с интересом наблюдают. Да, я и сам не прочь в составе сборной Украины туда попасть. Помню, играл за украинскую сборную в 2002 году в Солт-Лейк-Сити, и тогда остались незабываемые эмоции. И когда будет еще такой шанс побывать на Олимпиаде, встретить стольких друзей? Первый шаг на пути в Сочи мы уже сделали, выиграв квалификацию в Киеве, и теперь в феврале 2013 года в Дании осталось сделать последний шаг — отобраться из группы, где также сыграют хозяева, Италия и Словения.
— Чего не хватило «Нью-Джерси» для победы в финале Кубка Стэнли — 2012?
— Тяжело было догнать «Лос-Анджелес» после того, как проиграли им первые две домашние игры в овертайме. В тот момент от нас отвернулась фортуна. Вроде сократили отставание в серии до 2:3, но на решающий, шестой матч сил уже не хватило.
— После переезда в НХЛ вы первые девять сезонов провели за «Торонто», а затем за последние три года сменили четыре клуба: «Лос-Анджелес», «Каролина», «Нью-Джерси» и «Виннипег». С чем это связано?
— В последнее время подписывал контракты на сезон, чтобы посмотреть, смогу ли хорошо прижиться в команде, узнать финансовую сторону вопроса. Всегда ищешь что-то выгоднее — это жизнь, бизнес.
— Переходы игроков происходят очень часто, и удивляет, как вы так надолго задержались в «Торонто».
— Тренеры «Кленовых Листьев» были мной довольны, и, видимо, я подходил под систему клуба.
— Может, сыграл определенную роль и тот факт, что в Торонто находится большая украинская диаспора и руководство клуба хотело привлечь на трибуны дополнительных зрителей?
— В Торонто действительно можно часто услышать на улице украинскую и русскую речь. И я общался с украинской диаспорой, но, думаю, в первую очередь клуб был доволен моей игрой. К тому же в Канаде хоккей настолько популярен, что трибуны на любом матче НХЛ всегда переполнены.
— Хоккеисты часто верят в приметы: ставят незабивную клюшку в «наказание» в угол, в ведро с шайбами… У вас есть какая-то своя «фишка»?
— Раз в две неделю меняю коньки. Но тут дело по большому счету не в примете — просто они становятся «мягкими» для меня. В новых чувствую себя лучше. А вообще-то я не суеверный человек.
— После дебюта в НХЛ игрок должен проставиться перед партнерами — на рокки-вечеринке. Как она у вас проходила?
— Еще до моего приезда за «Торонто» играл другой украинец — Дмитрий Христич. И я решил на вечеринке спеть гимн Украины. А вообще встретили меня в команде хорошо. Особенно наши люди, которых тогда в «Мейпл Лифс» хватало: Коля Антропов, Дима Юшкевич, Сергей Березин, Даниил Марков и Игорь Королев. К тому же на следующий сезон к нам добавился Саша Могильный. Больше, естественно, общались своим кругом. Ну а после дебютной игры угостил всех «ужином новичка» — пришлось в ресторане заплатить за всю команду.
— Семья у вас большая?
— Жена у меня из Украины, родом из Днепропетровска. Познакомились с ней в Торонто, встречались два года и приняли решение жить вместе. У нас трое детей: дочке десять лет — она занимается теннисом, и два сына — восьми и четырех лет. Старший уже занимается хоккеем, а младшему еще рано.
— В Донецк не собираетесь перевезти семью?
— Сейчас они в Майами, и мы ждем, чем разрешится локаут.
— Чего не хватает «Донбассу», чтобы закрепиться в зоне плей-офф?
— Считаю, что стабильности. То выигрываем три игры подряд, по столько же проигрываем.
— «Донбассу» предстоит сыграть следующий матч против СКА…
— То, что СКА лидер регулярного чемпионата, говорит о многом. Это хорошо сбалансированная во всех линиях команда. Несмотря на то что перед игрой с нами у армейцев сменился главный тренер, я хорошо знаю силу ее хоккеистов. Игра будет для нас очень непростой, так как нам психологически будет сложно после поражения в Питере — 2:9. Но это все в прошлом, мы сделали анализ, и теперь нужно набирать очки, для попадания в зону плей-офф.
— Как, на ваш взгляд, нейтрализовать Ковальчука?
— Главное — не давать Илье большого простора и всегда быть начеку. Сдержать его будет сложно, но нам нужно выигрывать.
— Вы ведь играли в «Нью-Джерси» в одной тройке с Ильей...
— В финале — мало, а вот до этого в плей-офф часто выходили вместе, и у нас неплохо получалось. Наша тройка забила несколько важных голов. С Ильей приятно играть — он замечательно видит лед и отдает хорошие пасы.