Заслуженный тренер России Владимир Плющев указал на проблемы первой и молодежной сборных, прокомментировал тренерские отставки в КХЛ и рассказал о своих планах на будущее.
- Как бывший тренер сборной оцените выступление нашей национальной команды на "Кубке Карьяла".
- Наша команда сделала все, что могла. Состав, который поехал в Финляндию, не могу назвать экспериментальным. Но ясно одно: без целого ряда лидеров ребятам было сложно. В первую очередь отметил бы вратарскую линию и капитана сборной Никулина. Илья сыграл уверенно, в отличие от многих других ребят. Непонятно, почему в клубах они показывают яркую игру, а здесь немного потерялись. Например, Володя Тарасенко и Виктор Тихонов. Все-таки в национальной команде они же не дебютанты. Наша сборная всегда отличалась тем, что много забивала. А на "Кубке Карьяла" очень мало шайб забросили. И это настораживает. Но, будем надеяться, что на декабрьском этапе Евротура и состав будет иным, и игра. Причем главный вопрос даже не в результате, а в содержании игры. После Евротура я читал много комментариев специалистов. Все оценивают выступление нашей сборной по-разному. Я же больше склоняюсь к мнению Бориса Михайлова, который сказал, что игра была невыразительная и команда "вспыхивала" только в эпизодах. Это немножко не наш хоккей, и его надо корректировать, потому что Олимпиада в Сочи не за горами. Хотелось бы, чтобы мы не у своих ворот топтались, а искали счастья у чужих.
- Почему на Евротуре такие яркие наши дарования, как Владимир Тарасенко и Евгений Кузнецов, не показали привычной игры в атаке?
- В СКА рядом с Володей Тарасенко играет мастер высочайшего класса - Илья Ковальчук. С ним партнеры чувствуют себя уверенно. Он всегда может взять на себя чуть больше, чем другие. Его уверенность, спокойствие, мастерство придают силы. Перед таким "монстром" в грязь лицом ударить нельзя. Ясно, что заменить Ковальчука невозможно. Это раньше у нас был девиз: все определяют массы. На самом деле все определяют личности. Что касается Кузнецова, то он просто не поймал свою игру или опять же попал не в те связки. Когда Женя был у меня в сборной, я строил игру под него. Здесь же он был на равных со всеми. Но турнир-то краткосрочный, и партнеры все время меняются. Кузнецов - игрок, которому нужно создать условия. В «Тракторе» для него это делаю, поэтому он там смотрится.
- Как оцениваете работу Зинэтулы Билялетдинова? Справляется ли он?
- Если тренер выигрывает чемпионат мира, рассуждать о том, справляется он или нет, неуместно. То, что пытается создать Зинэтула Хайдарович, мы увидим только на Олимпиаде в Сочи. Сейчас в сборной идет достаточно большая ротация игроков. Может, в этом и кроется ее основная проблема. Если от турнира к турниру меняется по 80 процентов состава, это, конечно, сложно и для игроков, и для тренеров. Непросто за короткий срок донести до ребят то, что хочется. У каждого тренера своя игровая философия, тактика, принцип отбора хоккеистов, система подготовки. У меня была не такая, как у Зинэтулы Хайдаровича. Я сначала делал грубый отбор, из ста кандидатов выбирал 50, потом оставлял 30 и затем 25. На протяжении всех турниров у меня был костяк, а остальные ребята к нему подключались. Я четко понимал, чего хочу от них и чего они ждут от меня.
- Какие у вас ожидания в преддверии молодёжного чемпионата мира в Уфе? Сможет ли наша молодёжка продолжить победную поступь сборных команд Валерия Брагина образца 2010 и 2011 годов?
- Все надеются на то, что именно так оно и будет. Единственное, не хотелось бы видеть "зашоренный" хоккей. Все-таки молодые умеют играть в хоккей яркий и искрометный. У нас есть хорошие нападающие. Я посмотрел последние матчи молодежки. Действуем мы уж слишком рационально. Играть 60 минут - и не забить ни одного гола… Все-таки хоккей - это зрелище, спектакль.
- В чём отличие нынешней молодежки от вашей?
- Смотря какую молодежку брать. С моей командой, которая выигрывала чемпионат мира, сравнивать очень сложно. Там выступали игроки, которые работали со мной с 15-ти лет - они сейчас у всех на виду. Это Илья Ковальчук, Саша Пережогин, Дима Семин, Андрей Таратухин, Игорь Григоренко, Федор Тютин, Саша Семин, Леша Кайгородов, Стас Чистов, Саша Свитов… Все "монстры". Правда, тогда они не были звездами, известными мастерами. Как говорится, всегда все закладывается в ранние годы. Это как дрожжи.
- Если не секрет, сколько стоило в евро место в составе молодежной сборной России, когда вы были тренером?
- Очень дорого. Тогда, между прочим, евро еще не было, только доллары. Помню, когда работал со сборной 1980-го года, на меня написали анонимку, и я даже знаю, кто это сделал. Что, мол, я беру людей в команду за тысячу долларов. Тогда это были большие деньги. Но, самое интересное, что указали, у кого. Назвали фамилию игрока, у которого мама – крановщица. Ей не платили зарплату полгода. Речь о маме Димы Калинине, который и сейчас играет классно. Когда я прочитал весь этот "драмкружок", мне стало смешно. Но кто-то захотел что-то закрутить. Я тогда предложил - давайте обратимся в прокуратуру, пускай заводят дело. Если не подтвердится этот факт, то подвердится факт клеветы. А это тоже уголовное дело. Я ведь мог назвать фамилию, имя и отчество того, кто написал анонимку. Это мама с достаточно известной хоккейной фамилией, сын которой не попал в сборную.
- Сергей Гимаев прогнозирует окончание локаута НХЛ уже в ноябре. Как вы думаете, скоро НХЛ разрешит с профсоюзом свои споры? Может, нам всё-таки сделают подарок, и Малкин с Ковальчуком проведут полноценный сезон в КХЛ?
- Подарков нам никто никогда не делал. Зато мы занимаемся благотворительностью, подбираем всех безработных. Мне сложно было понять, почему Суманнена вернули в Омск, тогда как по определенным причинам он не может работать даже у себя на родине в Финляндии. Что касается локаута... В НХЛ, в отличие от нас, деньги считать умеют. Сейчас потери идут огромные. Игорь Ларионов сказал, что чемпионат НХЛ вот-вот начнется. Я тоже так думаю. И скорее всего уже в ноябре. Если же переговоры затянутся на более длительный срок, то нет смысла начинать. В любом случае, нужно отыграть определенное количество матчей. Или тогда надо будет их проводить в сентябре следующего года.
- Почему вы не работаете тренером в КХЛ? У вас столько харизмы и юмора. По-моему, любая команда, руководимая вами, находилась бы в хорошем расположении духа и на хорошем месте в таблице.
- Тренерская профессия не приемлет объявления «ищу работу». Все-таки руководители клубов подбирают тех тренеров, которые, на их взгляд, наилучшим образом сработаются с командой и дадут результат. Иногда боссы ошибаются, иногда просто следуют моде. Если в КХЛ работает 12 тренеров-иностранцев то, сами понимаете, в таких условиях российскому специалисту сложно найти себе применение. И потом я же всегда ставил только высокие цели, а у разных клубов разные задачи. Может, поэтому меня и не приглашают. По тренерской работе, конечно, скучаю. Когда ты чувствуешь, что можешь что-то, и видишь работу коллег, хочется поучаствовать. Но, думаю, может, скоро все сдвинется с места. Есть один проект, который пока не связан с российскими клубами. Но коли нет предложений в России... Работать собираюсь, конечно, не массажистом, а тренером.
- Как восприняли тренерские отставки в КХЛ? И вы бы больше хотели работать в сборной или клубе?
- В клубе, потому что там больше возможностей применить умения, и ты не зависешь от людей, которые очень плохо разбираются в хоккее. А отставки прогнозировались еще перед чемпионатом. Я иногда удивляюсь: люди, недостаточно искушенные в хоккее, берут тренера, а потом быстро увольняют... Зачем приглашали-то? Или вот такой пример. Федор Канарейкин раньше уже работал в «Спартаке» и очень много лет за красно-белых играл. Тренер с опытом, знающий. И когда «Спартак» искал себе наставника команды, он был свободен. Но пригласили другого. Сейчас же вернулись к кандидатуре Канарейкина. А почему раньше-то не обратились к нему?
- Ваше отношение к тренерам-легионерам?
- К любому специалисту отношусь с уважением, если он классный. Допустим, два предыдущих наставника нашей футбольной сборной большой симпатии у меня не вызывали. А Фабио Капелло действительно что-то делает. Видно, что человек пришел не чемоданы с деньгами отсюда увозить, а хочет, чтобы его здесь запомнили как специалиста. Но когда идет массовка, мол, у них есть Таканнен, а почему у нас нет Пуканнена… Это мода, от которой страдают прежде всего игроки. Со многими из них общаюсь, и они часто говорят, что не понимают порой, чего от них хотят.