Защитник СКА Юрий Александров рассказал о работе под руководством финского специалиста Юкки Ялонена.
— Питерцы были такие расстроенные после поражения, что было слышно, как, уходя со льда, они ломали в щепки клюшки, разбивая их о стены…
— Конечно, все были расстроены. Просто кто-то более эмоционален, кто-то менее.
— Кто же так безжалостно отнесся к спортинвентарю?
— Хорошо, что вы только треск сломанной клюшки слышали (улыбается). Впрочем, такое проявление эмоций ни о чем не говорит. Просто ребята расстроились. Обидно, пропустили в самом конце за шесть секунд до конца овертайма. Неприятная ситуация, согласитесь.
— В такой момент вопросов к защитникам становится больше…
— Вопросы возникают ко всем, в том числе и к нападающим.
— Вы человек скромный, сдержанный. Не могу представить, что могли бы клюшку в порыве ярости о стену сломать!
— Пожалуй, вы правы — сколько себя помню, ни разу такого не было. Это вовсе не означает, что не переживаю. Просто, у меня склад характера другой.
— Наверняка после проигранного матча в раздевалке состоялся «разбор полетов». Не сомневаюсь, что в сложившейся ситуации Милош Ржига бы рвал и метал. Как новый тренер Юкка Ялонен проводил собрание, в «нордическом» стиле?
— Ялонен — человек грамотный, спокойный. Орать или ломать планшеты в такой ситуации нет никакого смысла. Впрочем, иногда, чтобы завести команду, можно и так поступить. Но после поражения лучше просто объяснить ошибки, чтобы двигаться дальше. Ржига, конечно, как человек более эмоциональный мог по делу пошуметь. Что касается Ялонена, то он тренер спокойный, грамотный. И все игрокам рассудительно объясняет. Орать вообще нет смысла. Человек, допустивший ошибку, и сам все прекрасно понимает. И сам себя корит за провинность. Лучше спокойно подойти и объяснить, в чем он неправ и как все можно исправить. Он только лучше потом играть будет. На одних эмоциях ничего не выиграешь. Впрочем, мне разные тренеры встречались — и эмоциональные, и не очень, — но главное — результат.
— Ялонен для многих, как герой фильма «Мистер Икс». Персона загадочная, незнакомая. Расскажите: что он за человек и на каком языке с вами разговаривает?
— Общается на английском. Но пытается говорить и по-русски: «приятного аппетита» или «доброе утро». Большой ему за это плюс. Человек старается, хочет быть ближе к команде. Ведь любому иностранцу в чужой стране непросто. Помню, я ему помогал смотреть базу квартир в одной риэлторской конторе что бы выбрать ему жилье, как говориться был его переводчиков.
— Вы играли за океаном, но, насколько мне известно, с английским так и не подружились...
— Нет, к сожалению. Конечно, что-то понимаю, но до свободного владения языком далеко.
— А кто в команде переводит распоряжения главного тренера?
— Миша Кравец помогает. У нас с этим проблем не возникает.
— Тренеры порой, чтобы подбодрить, и по плечу похлопают игрока на скамейке, и накричать могут. Как ведет себя Ялонен?
— Он может подбодрить, сказать, что кто-то пас отдал хороший. А если критикует, то конструктивно, по делу.
— Барри Смит любил на доске писать маркером слова, которые служили мотивацией для команды: «думай об обороне» или «сдохни, но победи». Практикует подобное Ялонен?
— При Смите, как вы понимаете, в СКА я не выступал. Сейчас ничего подобного нет. Мне Ялонен нравится: и как тренер, и как человек. Он разбирается в хоккее и любит игру. А ошибки разбирает конструктивно и спокойно. Видно, что старается добиваться своего, выполнения задачи.
— Ялонен — финн. И наверняка отмечал Рождество 25 декабря. Вы его поздравляли?
— На тренировке ребята подъезжали, поздравляли, а какой-то организованной акции не устраивали. И других ребят-католиков мы поздравили.
— Как вам новая ретроформа? Игроки — народ суеверный, иногда старые «портянки» годами носят, потому что они фартовые...
— Все люди разные. Может, кому-то и важно, в какой форме на лед выходить. Лично я спокойно к этому отношусь. Помню, мы в Америке играли в ретроформе. Была благотворительная акция, и мы вообще с розовыми ленточками на рукавах на лед выходили
— Ради благого дела, почему бы и нет?
— Мне кажется, разнообразие в форме, как и в одежде, необходимо. Тем более что помимо синего и красного присутствует новогодний цвет — шампанского.
— Если вернуться к матчу СКА, то он тоже получился ярким — как и новая форма. Стоит только вспомнить, как Артюхин «впечатал в борт» самого Дацюка и потом Радулов, вступившись за друга, поехал с ним на «разборки»…
— Зрители, возможно, и возмутились, что самого Дацюка «зацепили». Но как игрок могу вам сказать, что порой и не видишь, кто кого «припечатал». Видишь — кто-то воротам угрожает — и действуешь.
— Радулов — провокатор. Его так и хочется «убить» на льду…
— Для кого-то он хороший, для кого-то плохой. Лично мне все равно. Александр делает свое дело, и, наверное, можно сказать, что молодец. Они очень похожи с московским динамовцем Лео Комаровым. Народ таких игроков любит.
— После матча острый на язык Павел Дацюк сказал, что СКА проиграл потому, что игроки заболели гриппом. Пошутил… Может, ответим ему чем-то? Например, скажем, что у питерцев на ЦСКА иммунитет и прививка?
— (Смеется.) К сожалению, у меня фантазия не такая, как у ребят из Cоmedy club. Так что, разрешите, промолчу.
— А вообще с юмором в раздевалке СКА все в порядке?
— Конечно. У нас в раздевалке всегда позитивная атмосфера и рабочая одновременно. Впрочем, если вы спрашиваете о ком-то конкретно, то таких ребят, как Александр Радулов, которых в раздевалке, что называется, не остановить, у нас нет.
— Раньше в Новый год тренеры могли заставить игроков выходить на лед. А сейчас?
— Сейчас мы все находимся в профсоюзе игроков, и у нас в регламенте выходные прописаны. Но по доброй воле, конечно, кто-то и может пойти на массаж или восстановительные мероприятия.