Генеральный менеджер пражского «Льва» Нормундс Сейейс рассказал, почему не совсем доволен Иржи Новотны, зачем приглашал в Прагу латвийцев Мартиньша Ципулиса и Александра Ниживия, а также оценил собственную работу.
- Хотя последняя домашняя серия «Леву» удалась, предшествующий выезд иначе, как провальным не назовешь. Причины искали?
- Согласен, нестабильную игру команда показывала на протяжении всего регулярного чемпионата и это — наша главная проблема. Впереди — несколько матчей и шанс попасть в плей-офф у нас есть, но уже очевидно, что команда оказалась не совсем готова к таким играм, к тяжелым переездам. Или проблемы с функциональной подготовкой ил психологическая усталость накопилась, трудно в данный момент сказать точно. Но если начало матча, полтора периода играем нормально (и с «Югрой» 2:0 вели, и «Барысу» первыми забросили), то во второй половине игры соперник добавляет в активности, в скорости, и мы сдуваемся, начинаются удаления, и мы везде на шаг опаздываем. Сейчас пока есть пауза в играх хочу с семьей съездить на отдых в новороссийск чтобы накопить силы на решающие игры.
- В начале сезона вы говорили, что с таким составом команда просто обязана попасть в плей-офф. А сейчас считаете, что игроки не готовы. А ведь почти половина «Лева» уже имела опыт выступления в КХЛ.
- Не говорил, что ребята не готовы в техническом или тактическом плане. Речь — о психологии и функциональной готовности. Казалось бы, нынешняя пауза должна была пойти на пользу, но у нас почти полкоманды получили вызов в сборные. Из чехов — семь человек, четыре словака, по два шведа и латыша, финн. Бурные были обсуждения и с тренерским составом, и с федерациями, как поступить. В команде 25 человек и больше половины мы должны отпустить. В то время как планировали подлечиться, ведь у каждого есть свои маленькие травмы, потренироваться, чтобы на последние игры собрать команду вместе и выступить более-менее прилично.
- Рижское «Динамо», которое вы, как и «Лев», строили с нуля, в первый и последующие годы сразу вышло в плей-офф. Не хотелось бы забегать вперед, но если «Лев» в плей-офф не попадет, сильно расстроитесь?
- Да! Восприму это как личную неудачу и своего рода провал. Уже очень сильно расстроился из-за такой игры в последнее время. У нас был неплохой задел, как вы помните. Мы вполне могли побороться за место повыше. Последний выезд по маршруту Омск-Астана-Ханты-Мансийск с предшествующими играми все сломали. До победной встречи с «Северсталью» у команды было 5 поражений подряд. Поэтому говорю, что и так разочарован игрой, которую мы показывали. Всегда повторял фразу: можно уступить, ведь на лед выходят две команды, а приз один, но проигрывать нужно тоже уметь. А не так, что мы вернулись из поездки и разница шайб 3:13.
- Проблемы с мотивацией у игроков могут быть?
- Думаю, она у них должна быть достаточной. Игра, например, с минским «Динамо», из всех предыдущих была самой содержательной. С хорошим желанием ребята вышли. Может, и не показывали сумасшедший хоккей, но действовали внимательно, осторожно, в большинстве в зоне удерживались, моменты создавали, но вратаря переиграть не смогли. Это самое обидное.
- Полагаю, новость об учреждении Кубка Надежды вы с энтузиазмом не восприняли?
- Про какой-то подобный турнир разговоры велись еще в начале сезона, насколько помню. И уже тогда клубы не очень приветствовали такую идею. Да, можно договориться сыграть товарищеские матчи. Но ездить-летать — это большие затраты. Плей-офф есть плей-офф, зрители на него всегда придут.
- Отъезд энхаэловцев сильно ударил по команде?
- Конечно, это отразилось на нас. Распалась тройка нападения, а к тому же травму получил и Эрик Кристенсен. Он наш лучший центрфорвард. В итоге развалилась вся первая пятерка, которую пришлось строить заново. Потом снова посыпались травмы, грипп.
- Положа руку на сердце, признайтесь, надеялись, что локаут не закончится?
- Наоборот, был уверен, что стороны рано или поздно придут к соглашению, ведь срыв сезона не выгоден никому. Думал, все это решится к Матчу звезд. У нас был Здено Хара, который постоянно следил за событиями, обладал самой свежей информацией, которой с нами делился. Хара и Якуб Ворачек очень помогли нам, но они ушли и теперь телегу должны тащить остальные.
- Подписание какого игрока считаете удачей своей селекционной работы?
- В нынешней ситуации трудно ответить на этот вопрос. Потому что в целом команда не показывает тот хоккей и тот результат, который бы хотелось видеть и от каждого в отдельности ожидал намного лучшего. Отмечать кого-то в данный момент не стану.
- Разумно. Но раньше вы говорили, что это — Иржи Новотны. Выходит, он вас разочаровал?
- Не буду так категоричен. Хотел, чтобы он был капитаном и на льду и в раздевалке. То, что Иржи — не тот, кто будет забивать по 30 голов за сезон, мы прекрасно понимали. Он как раз рабочий игрок, который связывает пятерку. Перед Харой стояла такая же задача. Здено, когда появился в клубе, действовал осторожно, со стороны, и когда Новотны получил травму, то взял бразды правления в свои руки, коллектив стал совсем другим. Не смогли мы найти другого такого же человека, который бы мог всех сплотить.
- Говоря о переходах, нельзя обойти стороной вопрос с подписанием Ципулиса и Ниживия. Зачем вы пригласили их в «Лев»?
- Если помните, Ниживий по приезду повредил спину и потом неделю лечился, чем немного омрачил свой старт в форме «Лева». А Ципулиса мы подписали в середине сезона, когда у нас было много травмированных и больных. Пригласили для того, чтобы просто пополнить состав. И отмечу, что с задачей, которую им отвели тренеры, они справились. Ципулис честно отрабатывал на льду. Большую часть он проводил в четвертой смене, где не спрашивают о голах.
- В Риге вас одно время упрекали в том, что вы комплектуете команду только местными воспитанниками. Поначалу и в пражском «Леве» вы проводили ту же политику. А потом пошли легионеры. Не боитесь перенасытить команду?
- Не стоит сравнивать. Со стороны похоже: два клуба строятся из ничего, но обстоятельства — иные. Перенасытить команду? Понимаете, большинство чешских игроков — «под контрактами» и получить их не так легко. Мог бы назвать, сколько мы заплатили за всех наших игроков. «Лев» как чешский клуб, когда берет местного игрока (у каждого, где бы он не играл, есть домашний клуб, которому тот принадлежит) платит так называемую «табличную» стоимость. Если парень играл за границей, за сборную, сумма набегает от 50 до 60 тысяч долларов. Вот, теперь посчитайте, сколько у нас в команде чехов и сколько мы выложили за них местным клубам. И подписывать опять чеха, отдавать такие деньги, когда ты не уверен, что он будет играть в первом или втором звене…
- Вы еще числитесь менеджером и в пражской «Спарте». За нее хоть голова не болит?
- Отвечаю там за спортивную часть. И за нее - не болит! С начала сезона провели в клубе некоторые перестановки и теперь команда выступает просто блестяще. Под руководством тренера Йозефа Яндача «спартанцы» выдали победную серию из 11 встреч - рекорд клуба в чешской экстралиге.
- Якуб Клепиш уверял, что «Лев» среди новичков КХЛ станет лучшим. А сами бы какую себе оценку поставили?
- По пятибалльной системе — тройку. Действовали очень неровно весь сезон, хотя трудно представить команду, которая выиграла бы все матчи. На это мы и не рассчитывали, но у нас чередовались хорошие игры с провальными. Этого нельзя допускать ни в коем случае. Можно уступить в одной-двух встречах, а потом выходить на свой уровень. Не сумели мы сплотить игроков в единое целое. А еще не получилось у нас подготовить команду функционально ко второй половине сезона. Чуть подсели, и из-за этого такие провалы.
- Хоть вы и говорите, что некорректно сравнивать ситуацию с созданием рижского «Динамо» и пражского «Лева», все же спрошу: где было сложней?
- Однозначно в Праге. В Риге ты дома, с половиной игроков, которых я приглашал, еще в свое время сам играл. И костяк команды уже был, и свои лидеры. Их надо было только вместе собрать. Это потом, когда ребят начали переманивать, стало сложней. А в Чехии не было ничего: собирали игроков из разных команд, где каждый имел свою роль, нам надо было определить новую, а это не так просто! Но, наверное, иногда стоит упасть лицом в грязь, чтобы потом встать встряхнуться и пойти вперед к большим победам. Надо воспринять это как ценный опыт, который пойдет только на пользу.