Главный тренер ярославского «Локомотива» Том Роу рассказал о том, как команда готовится к серии плей-офф, оценил различия в игре за океаном и в России, а также поделился впечатлениями о жизни в городе на Волге.
– На днях закончилось регулярное первенство КХЛ, впереди матчи серии плей-офф. Как можете охарактеризовать игру своей команды?
– В первой половине сезона мы действовали очень хорошо, но заметно подсели во второй. Мне кажется, что главная причина – большое количество новых игроков, которым нужно время на притирку и поиск взаимопонимания. Вообще-то усталость от долгого сезона неизбежно проявляется даже у более маститых хоккеистов. Теперь начинается новый турнир и, конечно, все надо начинать заново. Но, мне кажется, что у нас уже есть хорошая команда – именно команда, где игроки поддерживают друг друга и вместе стремятся к победе. Я верю в то, что нам удастся победить. А сейчас пока есть время, хочу зайти в интернет магазин aromat-market.ru где появились новые ароматы духов, надо выбрать жене подарок.
– Вы всем довольны? Командой, городом…
– Мне нравится здесь жить. Ярославль – отличный город! Нас с женой очень тепло и по-дружески встретили, поэтому адаптация к иному укладу жизни проходила намного проще. Но, как всякому тренеру, мне успокаиваться нельзя. Всегда нужно что-то исправить, подтянуть. Во время плей-офф у тебя мало времени на то, чтобы внести какие-то кардинальные изменения, но необходимо поддерживать уровень мотивации, веру в собственные силы, бороться с малейшей паникой.
– Вы сами себя называли жестким тренером, на скамейке запасных кажетесь холодным и рассчетливым. Но в общении очень дружелюбны. Так какой вы в действительности?
– Первая часть вашей фразы мне кажется преувеличением. Не сказал бы, что я такой уж жесткий тренер. Лучше сказать, требовательный. Игроки, особенно молодые, не всегда понимают, что в первую очередь нужно им самим. Порой хоккеисту необходим хороший пинок, в другой раз – поощрение. Несомненно, первое время мне приходилось трудно из-за незнания языка, но сейчас, как мне кажется, игроки уже понимают, чего от меня ждать. Ну а за пределами катка я более расслаблен. Обычно я отношусь к людям так же, как они относятся ко мне.
– Вам сложно общаться с игроками, разговаривающими на чужом языке? Кстати, сколько русских слов вы знаете?
– Не так много, чтобы свободно объясняться. Конечно, знаю «спасибо», «как дела?» Но прогресс заметен – сейчас стало намного легче. К тому же мне помогают с переводом Дмитрий и Николай (Юшкевич и Борщевский, тренеры команды).
– В «Каролине» вы отвечали за игру в защите. Теперь эта обязанность возложена на Юшкевича...
– Дмитрий отлично с этим справляется. На мой взгляд, команда в регулярном чемпионате хорошо действовала в обороне. Он отрабатывает с ними различные тактические приемы и схемы, учит игре один в один. Дмитрий провел более 1000 игр в НХЛ и прекрасно разбирается во всех нюансах.
– Насколько велика разница между заокеанским и российским хоккеем?
– В НХЛ больше физической борьбы и прямолинейных действий. В России игроки больше держат шайбу, чаще демонстрируют технические приемы. Мы стараемся взять лучшее от каждой хоккейной школы. В этом помогают и размеры площадки – все-таки здесь игроки имеют чуть больше времени на принятие решений.
– Вы в свое время немало потрудились в роли скаута. С молодежью труднее работать?
– Главные проблемы – заставить их отказаться от приобретенных дурных привычек и научить работать без шайбы. Но мне нравится работать с теми юношами, которые стремятся к совершенству. Это – как глоток свежего воздуха. Правда, порой это приносит немалое беспокойство: они могут легко впасть в депрессию или, наоборот, стать неуправляемыми. Но, в конце концов, будущее принадлежит молодым, и «Локомотив» в этом смысле очень перспективная команда, в которой много талантливых юнцов и не меньше тех, у кого есть отличный, но пока еще не раскрытый потенциал.
– Кто-то из них может усилить в перспективе национальную сборную?
– Наверняка. Например, Галимов, который наверняка рано или поздно попадет в главную команду России; Кручинин, катающийся со скоростью ветра и здорово показавший себя в последний месяц регулярного первенства; Дмитрий Мальцев, которого уже вызывали во вторую сборную; Сергей Плотников – лучший, на мой взгляд, из молодых игроков «Локомотива». Он, кстати, вполне может сыграть и на Олимпиаде в Сочи.
– Для них в команде нужны «дядьки»
– Естественно. Тренер может дать игрокам какие-то инструкции, указания, но игроки часто прислушиваются к мнению старших партнеров по команде. Вишневский, Калюжный, Кронвалль – это те, кто могут быстрее дать понять игроку, что он играет или ведет себя в раздевалке не так как надо.
– «Локомотив» выиграл все восемь решающих серий буллитов. Можете это как-то объяснить?
– Со мной такого раньше не бывало! Возможно, причина в том, что у нас есть игроки, способные хладнокровно и технично реализовывать штрафные броски. Тот же Галимов, Кручинин, Хагман. Конечно, и заслуги наших вратарей не стоит преуменьшать.
– Как будут складываться матчи первого раунда плей-офф с «Северсталью»? Во встречах регулярного чемпионата у «Локомотива» три победы при одном поражении.
– Это были упорные игры и чаще всего преимущество победителя оказывалось невелико. Один раз даже пришлось прибегать к буллитам. Думаю, что предстоящие матчи будут очень плотными, закрытыми, с массой борьбы. Нам нужно показать ту игру, которая была у команды в начале сезона и максимально следовать игровой дисциплине. Нам нужно действовать просто и быстро – в этом залог успеха.
– Преимущество своего поля используете?
– В действительности, парни дома играют более расслабленно, чем в гостях. Они хотят особо блеснуть перед публикой, родными, друзьями на трибунах. Отсюда немало элементарных ошибок. Поэтому я должен как следует напомнить им о том, что неудача в первых матчах недопустима.
– Кто-то из игроков может внезапно выстрелить?
– Вполне вероятно. У меня были такие случаи, когда игрок, не проходивший в состав или выступавший в четвертом звене, ко всеобщему удивлению играл вдохновенно и тащил за собой всю команду. Всегда есть кто-то, возникающий ниоткуда и затем забрасывающий парочку решающих шайб. У нас таким вполне может стать Мальцев, здорово начавший первенство, но затем из-за травмы ушедший в тень.
– Что нужно команде для победы?
– Характер. Когда у тебя есть умелые игроки, которые в трудную минуту не в состоянии собраться и показать, на что способны – такая команда вряд ли чего-то добьется. Ну и конечно нужны хорошие вратари. Недаром говорят, что именно хоккеисты делают карьеру тренеру.
– В России есть пословица: «Лучше быть первым парнем на деревне, чем вторым в городе». В какой-то степени это и к вам относится…
– Для меня работа с «Локомотивом» – наивысшая ступень в моей тренерской карьере. Быть частью этой команды, помогать ее перестройке – большая честь для меня. Здесь я получаю неоценимый опыт работы, навыки общения с прессой, президентом, спонсорами. Порой я ловлю себя на мысли, что до конца не могу поверить в случившееся.