Двукратный олимпийский чемпион Александр Кожевников сказал, что голкипер московского «Динамо» Александр Еременко достоин быть в сборной России, обнаружил в ЦСКА бомбу замедленного действия и усомнился, что главный тренер бело-голубых Олег Знарок сможет повторить достижение Владимира Юрзинова.
— Чем запомнится нынешний чемпионат?
- Красивыми матчами и приездом энхаэловцев. А также тем, что в лиге стало больше классных команд, которые внушительной компанией борются за Кубка Гагарина.
— Согласны с Александром Медведевым, который считает, что прошедший сезон стал лучшим в истории КХЛ?
- Конечно, я давно об этом говорил! Раньше у нас фаворитами были 2–3 команды, которые каждый год разыгрывали между собой главный трофей. Сейчас уже шесть-восемь клубов всерьез претендуют на кубок. Это значит, уровень лиги повышается. Растет и профессионализм игроков — люди взрослеют, умнеют, по-другому относятся к своему делу. Все хотят хорошо играть и хорошо зарабатывать, а для этого надо беречь свое здоровье. Улучшается и организация процесса — строятся новые дворцы, налаживается питание, проводятся шоу-программы для зрителей, приглашаются клоуны, музыканты, танцоры. Это здорово!
— Насколько рост профессионализма эквивалентен росту зарплат?
- К сожалению, не всегда. Зачастую уровень зарплат не соответствует уровню мастерства некоторых людей. Ведь у нас сейчас многие игроки сидят на скамейке и получают по миллиону долларов. А потом смотрят какие сейчас цены на недвижимость чтобы купить себе жильё.
— Какие еще моменты тормозят развитие лиги?
- У нас много перекосов. Мы определяем потолок зарплат, а потом начинаем искать какие-то лазейки — налоги на роскошь, выведение звезд из-под потолка. Все клубы должны быть в относительно равных условиях, независимо, сколько у них денег и кто спонсор. Иначе возникают нездоровые споры, негативное отношение к каким-то командам. От этого надо уходить. Если есть регламент, надо его придерживаться, а не менять по нескольку раз в течение сезона. Договорились на берегу — и поплыли. Кому-то хорошо, кому-то не очень, но уговор есть уговор. А хозяева, если они хотят вкладывать деньги, пусть инвестируют в инфраструктуру, в школы — не все же в игроков вбухивать.
— Самый яркий персонаж сезона?
- Вратарь «Динамо» Александр Еременко. Если учитывать, что вершина всего сезона — Кубок Гагарина, значит, он и есть герой. Даже, получается, уже дважды.
— Еременко два года подряд завоевывает титул лучшего игрока плей-офф. Почему Зинэтула Билялетдинов даже не дает ему надежду на возвращение в сборную?
- Давайте так: понятие лучшего или худшего игрока весьма абстрактно. Каждый понимает это по-своему. Конечно, если человек супербомбардир и забивает по две шайбы за игру, его сложно игнорировать. Вратарь — фигура более зависимая от командной системы. К тому же у нас много классных голкиперов, и тут только тренер решает. Безусловно, Еременко достоин быть в сборной, как минимум кандидатом. Но решать Билялетдинову.
— В свое время Еременко ушел из «Ак Барса» якобы по причине недоверия тренера. Возможно, Билялетдинов не забыл тот демарш?
- Прошло довольно много времени, обстоятельства изменились. Насколько знаю Билялетдинова, он не злопамятный человек, а достаточно адекватный. Это не тот случай, когда кто-то кому-то через 50 лет припоминает — ага, он у меня в пятом классе отнял ириску! Не думаю, что Билл не берет Еременко в сборную из-за каких-то давних обид. Тем более, на носу Олимпиада, на ней сконцентрировано все внимание, игроки уже сегодня приглашаются с прицелом на Сочи. И по вратарям у нас действительно большой выбор.
— В чем «Динамо» сильнее своих соперников уже второй год подряд?
- В том, что у них есть Еременко. Возьмите и посмотрите игры — сколько он спасал. Ну и, конечно, пресловутый динамовский характер — мужики, молодцы! Настоящие бойцы, терпели до конца. Все четыре звена пахари. Вот в этом и есть заслуга тренерского штаба — найти таких игроков и сделать из них команду.
— После второго чемпионства Олег Знарок вошел в элитный клуб тренеров?
- Он еще в прошлом году туда вошел. Знарок — топ-тренер, у него есть свой стиль, свое видение игры. Но не надо забывать, что у Знарока есть Витолиньш. Один бы он ничего не сделал. Сила — в команде.
— По силам ли «Динамо» Знарока повторить достижение «Динамо» Владимира Юрзинова, в начале 90-х годов завоевывавшего титул четыре раза подряд?
- Думаю, нет. Конечно, они будут стремиться, но и другие команды не спят. Амбиций у всех много, все хотят выигрывать — ЦСКА, СКА, «Салават Юлаев», тот же «Трактор». Так что на следующий год «Динамо» будет очень и очень тяжело.
— Разве у СКА в этом сезоне не было амбиций?
- Были, конечно. Но была и объективная реальность. СКА обременен определенным составом игроков, которые не соответствуют необходимому уровню и требованиям тренера, но с которыми клуб не может расстаться — слишком большие контракты, никто не хочет их покупать. Да что там говорить — у СКА много болезней.
— Когда же питерцы возьмут Кубок Гагарина?
- А я откуда знаю? Был бы в этом сезоне у СКА другой вратарь, они бы по-другому с «Динамо» сыграли, и даже могли победить. Желания много, работа ведется. В команду пришло новое руководство. Там уже другая обстановка. Да, раньше были конфликты, дележка власти, влияния. И это одна из причин, почему в прошлом году СКА не попал в финал. Но сейчас все меняется.
— Не кажется ли вам, что ЦСКА идет по пути своих питерских коллег?
- У армейцев была хорошая команда, они неплохо играли своей молодежью. Но им надо разобраться внутри клуба. Там идут какие-то непонятные передряги, и, в частности, это помешало им оказать «Динамо» более серьезное сопротивление. Под ЦСКА заложена бомба замедленного действия. После ухода Вячеслава Фетисова в клубе началась война между руководителями. И к добру это не приведет. Им надо уходить от старых догм, создавать коллектив. Сейчас его нет.
— Какие команды стали открытием и разочарованием сезона?
- По игре понравилась «Сибирь». А вот новокузнецкий «Металлург» разочаровал. Мне вообще непонятно, чем они там занимались — продажей игроков, что ли? Тот же самый «Амур» огорчил, такой классный хоккей показывали в том году, и вдруг убрали тренера, и команда посыпалась.