Приглашая в свой бизнес инвестора надо понимать как подать информацию чтобы заинтеросвать. Далее рекомендации из опыта инвесторов на тему как составить презентацию стартапа для инвестора.
Шаг 1 — Краткое описание проекта (pitch)
Презентация стартапа перед инвестором начинается с краткого описания (pitch) проекта.
Первая версия — для очной презентации информация на печатных документах должна быть представлена специальным образом, поскольку сопровождается устным объяснением.
Вторая версия — презентации проекта по электронной почте, должна быть представлена коротко.
Должно хватать 1-2 минуты на полное ознакомление.
Краткое описание проекта должно быть четким и побуждать интерес.
Пример питча:
Веб-платформа, позволяющая пользователям сдавать их недвижимость путешественникам, экономящая деньги для путешественников, зарабатывающая деньги для владельца
Пример уже более продвинутого питча:
Для путешественников, бронирующих поездки онлайн, цена очень важна. Отели не позволяют приобщиться к местной культуре. Нет простого пути забронировать комнат у местного жителя. AirBnb — это веб-платформа, помогающая местным жителям сдавать недвижимость в аренду. Рынок проверен — 630 тысяч пользователей на сайте по временному размещению couchsurfing.com, в Сан-Франциско 17 тысяч предложений на Craiglist. AirBnB предоставляет сервис с 10% комиссией за транзакцию.
Важно подчеркнуть почему проблема считается важной. Ни в коем случае инвестору не надо говорить, что никто не додумался до идеи стартапа, потому что инвестор подумает что проблематики нет.
Если питч прошел успешно, инвестор попросит рассказать больше информации.
Шаг 2 — Подробное описание проекта
В подробном описании проекта инвестор хочет услышать от соискателя следующие:
Решаемая проблема;
Ключевая функциональность. Как решает проблему предлагаемое решение и узнать что думают о проекте потенциальные пользователи. Сравнение с потребностями клиента;
Объем рынка, готовность и возможность пользователей платить. Как повышать ценность клиента, прибыль от клиента;
Решение и дорожная карта (roadmap) по запуску. Какие фичи привязаны к успеху проекта;
Бизнес-модель;
Текущие успехи (traction);
Конкуренты и конкурентные преимущества проекта над конкурентами. Сравнение с конкурирующими решениями.
Маленький финт на тему как проверить успешность проекта. Используя контекстную рекламу Google можно получать бесплатные купоны, на которые можно проверить заинтересованность аудитории.
Шаг 3 — Презентация проекта
Визуальное представление с подробным описанием проекта, позволяющее занятым людям быстро получить представление о проекте.
Крайне важно отличать формат презентации для демонстрации графики на экране от формата, который используется для отправки презентации по электронной почте. Инвестиционная презентация, отправляемая по электронной почте должна быть самодостаточной.
Итого, 2 презентации на проект: презентация для показа и презентация для чтения.
Использовать надо мало текста.
Расходовать надо мало времени.
Чем больше документов, а не слов, тем больше вероятность что презентацию будут читать.
Шаг 4 — Финансовая модель
Финансовая модель состоит из:
Набор максимально предположений и допущений. Идеально, если есть возможность играть параметрами через калькулятор. надо изменять параметры делать допущения;
Модель доходов и расходов. Что может повлиять не модель;
Пессимистичный и оптимистичный сценарии развития проекта;
Набор переменных, на которые можно влиять во время жизни проекта.
Модель строится по:
Годам;
Доходам;
Рaсходам;
Денежным потокам.
Следует учитывать необходимый рост расходов при росте проекта.
Шаг 5 — Дополнительные материалы
В качестве дополнительных материалов необходимо использовать документы, увеличивающие стоимость проекта.
Примеры дополнительных документов:
Договор с клиентом;
Договора продажах;
Посещаемость;
Патенты;
Лицензии;
Изобретения;
Контракты с партнерами;
Договора с клиентам;
Биография команды;
Успешные проекты.