Заслуженный мастер спорта, тренер сборной России по работе с вратарями Владимир Мышкин рассказал, для чего вратарю «гитара» и чем починить «сломанного» голкипера.
— Главный тренер СКА Милош Ржига высказался в прессе, дескать, чешский голкипер СКА Якуб Штепанек психологически сломался…
— Читал, читал. Но прокомментировать ситуацию никак не могу. Чтобы говорить компетентно, надо быть в команде, иметь контакт с человеком. Раз Ржига сделал такое заявление, значит, небезосновательно. Просматривал последние матчи СКА и могу подтвердить: Илья Ежов действительно очень неплохо сыграл. Разумеется, не будем сразу возносить парня до небес, но похвалу он определенно заслужил. А сейчас хотим посмотреть какова на арматуру цена чтобы чуть позже купить для нашей базы.
— Странно, как мог психологически «сломаться» Штепанек, если еще недавно его признали лучшим вратарем недели в лиге? Он ведь больше одной шайбы за матч не пропускал…
— А вы что думаете, вратарь не человек? У него нервов нет? Представьте, в рамку поставили его конкурента, тот сыграл хорошо и заслужил доверие коллектива. Не стоит забывать: внутренняя борьба между спортсменами тоже идет. Вратарь — живой человек, и ему не чужды переживания.
— Что думаете по поводу молодого Ильи Ежова?
— Не такой он уж и молодой. Скорее в расцвете сил — 24 года самое время начинать проявлять себя. Приведу, хоть и нескромно, собственный пример. В 20–22 года меня начали подпускать к команде, а в 24 дебютировал в сборной СССР. Правильно Илья говорит: дали шанс — надо использовать. Между прочим, он мне запомнился, еще когда мы с Алексеем Касатоновым в «Крыльях» работали. Ежов же выступал за ХК ВМФ. Уже тогда было видно: парень неплохой, но ему нужно время «дозреть».
— В чем его сильные стороны как голкипера?
— Движения четкие, экономичные. Видно: обученный парень. Действует без суеты, нервотрепки, надрыва. Чувствуется, что команда ему доверяет — защитники спокойны за тыл.
— Ежов — габаритный вратарь. Это плюс?
— Если вратарь при этом координированный, то да. Понаблюдал за Ильей, он не просто падает на лед, и все, а двигается, перемещается на коньках.
— Ежов молодец: съел сразу две шахматные фигуры. Сначала Соколова, а потом Штепанека: бац-бац — и в дамки. Согласны?
— Уверен, Макс не затаил обиду ни на кого. Прекрасно знаю Соколова, он очень адекватный человек и все прекрасно понимает. Более того, думаю, как наставник помогает Ежову совершенствовать мастерство. К сожалению, время неумолимо. И как бы мы ни хотели — глазами еще долго можем все, а вот на деле…
— Вспоминая историю с Евгением Набоковым, понимаю: сломать психологически голкипера легко, а вот вернуть уверенность в собственных силах не так-то просто…
— Не согласен. Сломать психологически голкипера, наоборот, сложно. Просто в тот момент у Жени произошла целая цепь неприятных событий. Как говорится, все одно к одному. Соглашусь лишь в том, что вернуть психологическую уверенность игроку, если уж его сломали, действительно непросто. Поэтому, когда молодой голкипер начинает уверенно играть, говорю: «Поймал свою игру — держись за нее изо всех сил, тренируйся, поддерживай форму. Не думай, что так будет всегда. Свою игру трудно найти, а потерять легко».
— Не так давно в лиге произошло ЧП. На вратаря «Магнитки» Гелашвили набросился тафгай «Витязя». Что вы думаете по поводу такого неспортивного поведения бойца?
— Безобразие. Форменное безобразие. Такие выходки со стороны полевых игроков недопустимы. Трогать вратаря нельзя ни при каких обстоятельствах. Даже если голкипер неправ. Впрочем, справедливости ради отмечу: Гелашвили в данной ситуации повел себя чересчур эмоционально. Ему следовало постараться уйти от столкновения. Видимо, таким образом он пытался вытащить из себя эмоции, которых ему в последнее время не хватает, заполнить внутреннюю пустоту, выплеснуть отрицательную энергию. Но так человек рискует, наоборот, расплескать себя, лишить внутреннего покоя, концентрации.
— Вы, наверное, с подобной ситуацией не сталкивались в своей карьере?
— Всякое бывало. Но обиды без ответа не оставлял, всегда давал сдачи. Впрочем, у меня и защитники были другого плана. Могли так ответить, что никто не сунется. Васильев, Фетисов или Касатонов могли в лед кого угодно закатать, только коньки на поверхности торчали бы. В общем, мне оставалось только шайбы ловить.
— А какая часть амуниции у вратаря — самое главное оружие в драке?
— Если «гитарой», как наши вратарские клюшки называют, ударишь — мало не покажется. Наверное, это самое внушительное оружие вратаря.
— Кстати, вы продолжаете общаться со своим другом Алексеем Касатоновым?
— Конечно! Тем более он частенько бывает в Москве. Прекрасно знаю Алексея как человека, руководителя. Он всегда доводит до конца задуманное. Верю, что при таком генеральном менеджере у СКА будет результат. К тому же он вернулся в родной город — Петербург, а бывших питерцев, как известно, не бывает (улыбается).
— Кто из голкиперов лиги вам наиболее импонирует на данный момент?
— Пока рано делать какие-то выводы, в чемпионате наступила фаза, когда начало вроде прошло, а середина еще не наступила. Не все голкиперы достигли пика формы. Так что пока могу лишь сказать, что стабильности в игре ни у кого нет: вратари чередуют хорошие и плохие матчи. Главное, чтобы не случалось затяжных черных серий — как у того же Гелашвили.
— Не удивляет вас положение «Салавата» в турнирной таблице?
— Не вмешиваюсь в клубные дела. Уверен: в Уфе сами во всем прекрасно разберутся. Понятно, что негоже команде с таким великолепным составом безвольно проигрывать «Сибири». Этот матч уфимцы сыграли ниже всякой критики. На мой взгляд, вратарь «Салавата» Эрсберг еще далек от своей прошлогодней формы. Возможно, это одна из причин, по которым команду Михалева сейчас лихорадит.