Что он посоветовал Линглету и думает об уходе из «Динамо» Гру? Есть ли польза от десанта легионеров «зубров» и что нужно КХЛ для повышения зрелищности? Об этом и многом другом рассказал Игорь Ларионов.
— Надолго вы в Минске, Игорь Николаевич?
— Сегодня (в субботу) утром приехал на поезде из Москвы, а вечером аналогичным способом уеду.
— Увидели своих клиентов — Линглета и Гру?
— Да, побеседовал с ребятами. Гру, как известно, продолжит карьеру в «Югре». Дэнни в порядке, готовится к отъезду. Хотя ему очень понравился Минск, здесь комфортно жить и играть. Арена приближена к энхаэловским стандартам. Что касается Линглета, то у него каких-то причин для недовольства нет. Команда выступает неплохо, набирает очки. Задача Чарльза — играть стабильно.
— В первых двух матчах он забросил три шайбы, а потом не поражал цель.
— Везет тому, кто больше работает. Нужно постоянно совершенствоваться. Перед игрой сказал Линглету действовать активней в каждой смене. Тогда будут моменты и голы.
— Как восприняли отказ «Динамо» от услуг Гру? Казалось, его приглашали на роль одного из ведущих защитников…
— Подобные ситуации случаются сплошь и рядом. У каждого тренера своя концепция. «Динамо» придерживается консервативного стиля, игры от обороны, а Дэнни подходит, скорее, для атакующих схем. Ничего страшного: хоккеистов, бывает, выставляют на драфт отказов, меняют. Главное — нашли решение, устроившее обе стороны. Надеюсь, на новом месте потенциал Гру будет полностью использован.
— Марек Сикора не знает английского и не раз признавался, что мало общается с канадцами. Это проблема?
— Тренеру нужно донести требования до игроков, а тем понять, чего от них хочет наставник. Поэтому отсутствие должной коммуникации, конечно, накладывает отпечаток. Но не сомневаюсь, что наставнику «Динамо» помогают с переводом, и хоккеисты не появляются на льду без конкретных указаний.
— Некоторые считают, что в нашем клубе перебор легионеров…
— Все зависит от концепции. Или вы строите команду, которая ориентирована на высокую зрительскую посещаемость и попадание в плей-офф, или формируете сборную Беларуси. Тут уже сами определяйтесь. Во втором случае, правда, хоккеисты могут попасть в состав благодаря паспорту, а не выигранной конкуренции. На мой взгляд, «Динамо» сегодня выбрало первый путь, и он за исключением отдельных нюансов оправдывает себя. А гнаться за двумя зайцами точно не имеет смысла. Например, неважные результаты клуба в КХЛ способны существенно повлиять на посещаемость. Был бы больший выбор своих игроков — тогда, вероятно, следовало бы вести речь о сокращении доли иностранцев.
— Что думаете о желании руководства «Динамо» натурализовать канадцев, в том числе и Линглета?
— Если не хватает своих игроков, то не отношусь к этой инициативе негативно. Другое дело, как сами канадцы воспримут факт выступления за новую страну, за честь нового флага. Это деликатный вопрос.
— В «Динамо» не скрывают, что не отказались бы от квалифицированного центрфорварда. Может, у вас есть такой на примете?
— Есть, но пока не отдам его сюда. Он принадлежит клубу НХЛ.
— Речь об Андрее Локтионове?
— Да. Считаю, молодой нападающий украсил бы любую команду КХЛ. Отношение к делу, желание совершенствоваться, игровое мышление, креативность — все при нем. Однако, повторюсь, на данном этапе в КХЛ ему ехать рано. Андрей в шаге от того, чтобы стать полноценным хоккеистом НХЛ. Сейчас пытаюсь найти с «Лос-Анджелесом» компромиссное решение.
— Из белорусов ни с кем не сотрудничаете?
— Пока нет. Разговаривал в прошлом году с Кириллом Готовцом, но все ограничилось телефонной беседой. У него оказались свои взгляды. А про Алекса Гальченюка вы знаете. Его родители из Беларуси, но он твердо намерен выступать за сборную США. Это яркий талантливый игрок. У Гальченюка большое будущее.
— Сколько у вас клиентов?
— Четырнадцать. В основном, это молодые ребята. Некоторым еще по 14-15, но уже работаю с ними, стараясь направить в нужное русло. Из тех, кто постарше, часть выступает в МХЛ, часть в Канаде. Гру и Линглет — самые возрастные клиенты.
— Что для вас важнее всего в нынешней профессии?
— Хочу, чтобы моя работа, советы касательно игры и всех нюансов — питания, отдыха, подготовки к матчам, которые необходимо знать профессионалам, позволяли ребятам прогрессировать и добиваться успехов на топ-уровне. В Детройте, например, каждый вторник занимаюсь с группой хоккеистов на льду. Корректирую недостатки.
— Это мало стыкуется с функциями типичного агента.
— Пожалуй. Но полностью погружаться в тренерскую деятельность тоже нет желания. Иначе фактически нереально проводить достаточно времени с семьей, друзьями. Поэтому выполняю, скорее, консультативные функции. Передаю свой опыт, мастерство. Вот посмотрю матч минского «Динамо» — и разберу с Линглетом каждый эпизод. С Чарльзом, конечно, проще, ведь ему 29. Достаточно что-то подсказать. А молодежи зачастую нужен наглядный пример. По телефону некоторые нюансы не донесешь. Так что при моем гибком графике часто путешествую и общаюсь с ребятами, которых веду. Надеюсь, они все постепенно усвоят. До визита в Минск, например, был на тренировке «Крыльев Советов» 1995 года, а до этого посетил матч «Красная Армия» — «Спартак». В этих трех клубах играют мои мальчишки.
— Почему вы отказались консультировать сборную Беларуси на Олимпиаде в Ванкувере?
— Не помню, кто вышел со мной на связь. Впрочем, не важно. В любом случае посчитал неправильным что-то советовать в ситуации, когда слабо знаком с белорусским хоккеем и большинством хоккеистов.
— Матч «Динамо» с «Металлургом» уже завершается. Как вам игра?
— Двоякое впечатление. Начало было неплохое, динамовцы забросили пару шайб. А потом игра успокоилась, команды стали допускать много брака в передачах. Возможно, это связано с плотным графиком или уровнем мастерства.
— Что скажете о развитии КХЛ? Два года назад вы акцентировали внимание на ряде проблем…
— Признаться, не хочу рассуждать на эту тему. У меня есть мнение, но сомневаюсь, что оно что-то изменит.
— Разве не удивляют успешные выступления того же «Амура»?
— Еще только начало чемпионата. Посмотрим… Замечу лишь, что в КХЛ очень много команд. НХЛ, к слову, я бы тоже сократил. Да, больше клубов — больше рабочих мест. Игрокам, агентам это выгодно. Но зачем обманывать себя? Если хотим видеть острую конкуренцию, первоклассный хоккей, то необходимо уменьшить число участников. Плюс КХЛ однозначно приобретет в зрелищности, эмоциональности, когда перейдет на маленькие площадки. Кроме того, надеюсь, лига будет так же строго наказывать за удары в голову, очищать игру от грязных ударов, как это сейчас делает НХЛ.
— Как продвигается ваш винный бизнес?
— О прибыли речи нет. Однако свое увлечение не забросил. Оно позволяет, помимо прочего, встречаться с интересными людьми. Уделять 24 часа в сутки одному хоккею — не совсем правильно.
— Норма Ларионова прежняя — два-три бокала красного вина в день?
— Да, но стараюсь быть в форме: регулярно работаю в тренажерном зале, соблюдаю диету. Иначе кто послужит примером для моих молодых игроков? Даже неудобно давать рекомендации ребятам, когда сам не в порядке. Правда, в хоккей не играю. На льду только показываю подопечным упражнения и занимаюсь с сыном.
— Довольны его прогрессом?
— Вполне. Игорю 13. Он предан игре: очень много читает о хоккее, смотрит кучу матчей. Любимая команда — «Чикаго», игрок — Джонатан Тэйвз. Это здорово, но прошу сына, чтобы не забывал и про учебу.
— А вам кто из хоккеистов импонирует?
— Без комментариев. Не хочу никого обидеть.
— Ваша старшая дочка Алёна работает в Северной Америке на телевидении, берет интервью у хоккеистов. Она когда-нибудь общалась с Грабовским или братьями Костицыными?
— Насколько помню, с Грабовским было интервью, но не уверен. Алёна стремится раскрыть образ игрока, показать его внутренний мир. Это интересно зрителям. Дочке помогает в профессии то, что она выросла в хоккейном окружении, и у нее нет трепета перед звездами. Ведь, например, Шэнахэн, у которого тогда не было детей, брал моих в кино. Теперь Алёна может спокойно подойти к тому же Кросби.
— А чем занимается младшая, Дайана?
— Она пишет рок-музыку. А также хочет снять офис в новый оккервиль