48-летняя легенда НХЛ, знаменитый американский защитник, недавно подписавший контракт с "Атлантой", рассказал о том, почему он не смог приехать в КХЛ, и поделился мнением об Играх-2010.
- Говорят, в этом сезоне вы отказались от предложения из КХЛ?
- В Россию меня действительно звали. Но я не спешил с ответом: сначала хотел посмотреть, повезет ли мне остаться в какой-нибудь команде НХЛ. А потом ехать в Россию оказалось поздно. Команда, которая меня приглашала - СКА из Санкт-Петербурга, - уже набрала пять иностранных игроков.
- Вы как-то обмолвились, что не хотели уезжать в Россию из-за семьи.
- Вообще-то это была основная причина, по которой я сначала отказался - в надежде остаться в НХЛ. Но позднее я был не против того, чтобы поехать в КХЛ, поскольку слишком надолго задержался в фарм-лиге.
- Означает ли это, что свою долгую игровую карьеру вы еще можете продолжить в России?
- Не знаю. Тут многое зависит от детей. Я всегда говорил, что семья для меня дороже хоккея. У меня две дочери, и оказаться вдали от них было бы для меня большим испытанием. Про экспедирование грузов я узнал на одном сайте, с тех пор интересуюсь этой темой.
- Вам доводилось бывать в России?
- Только однажды - приезжал на прощальную игру Игоря Ларионова. Это было во время локаута. Москва мне тогда очень понравилась.
- За долгую карьеру вам пришлось повидать немало российских хоккеистов. С кем-то сложились дружеские отношения?
- С Сергеем Федоровым мы были большими приятелями. Когда играли вместе в "Детройте", жили по соседству. За исключением моментов, когда к нему приезжали родители, он жил один - и мы проводили много времени вместе с ним и Игорем Ларионовым. Я и сейчас с Сергеем общаюсь примерно раз в месяц. Знаю, что он играет со своим братом в одном клубе. Последний раз встретил его на Олимпиаде. А скоро вновь увидимся - в Детройте. У Сергея там дом, и Сергей приедет, как только закончит выступать в плей-офф.
- С кем еще из русских общаетесь?
- Хорошие отношения сложились и с Павлом Дацюком. С ним такая же ситуация, как с Федоровыми. В Детройте мы жили рядом, и, когда семья Дацюка проводила время в России, мы тесно общались.
У Павла невероятное чувство юмора. Он говорит редко, но метко. В начале притворялся, что ничего не понимает, а потом оказалось, что он очень приятный в общении парень. Павел приехал в НХЛ, совершенно не зная английского, но набрался лексики довольно быстро. И еще он очень работящий. Выдающийся игрок!
Кстати, я с ним тоже виделся в Ванкувере во время Олимпиады.
- А что вы делали в Ванкувере?
- Провел там две недели со сборной США, но не как официальное лицо. Перед матчами находился вместе с тренерами, а сами игры наблюдал из ложи прессы. Для меня любезное предложение американской команды стать ее частью оказалось чем-то вроде стажировки. Это был необычный опыт - посмотреть на все с точки зрения менеджмента. Вообще Олимпиада получилась замечательной, жаль только, что не для России и не для Швеции. Впрочем, это турнир одной игры, на котором все может случиться.
- За игрой Россия - Канада вы тоже наблюдали?
- Понимаю, о чем вы хотите спросить… Думаю, никто не смог бы остановить Канаду в тот день. Они играли очень серьезно и доминировали над вашей защитой. Приблизительно то же самое мы, американцы, сделали с финнами, когда вышли на "игру жизни". В то же время финал против Канады для нас получился оборонительным.
- Как вы думаете, что именно случилось в четвертьфинале с российской командой?
- У России много отличных игроков, но в Ванкувере они так и не сыграли на своем уровне. Наверное, ожидания были слишком велики. Мне никогда не приходилось играть в команде, от которой ждали бы так много. Может быть, нечто подобное было с американцами в Солт-Лейк-Сити. Представляю, как в России все были расстроены.
- Вы считаете, россияне сломались эмоционально?
- Я бы так не сказал. Они играли хорошо на чемпионатах мира. Но тот факт, что игры проходили на маленьких площадках, помогал североамериканским командам.
- В российской сборной большинство игроков было из НХЛ.
- Да, но для команды в целом игра на новом льду - это другая игра. Посмотрите, на Олимпиаде в Турине на большом льду Швеция и Финляндия были вполне успешными, да и Россия тоже выступила неплохо. Я по своему опыту знаю, что игра на наших площадках получается совсем другой. Американцам не надо перестраиваться, а вот шведам и россиянам это, видимо, необходимо делать.
- За кого вы больше переживали в матче Россия - Канада?
- Конечно, мое сердце было больше на стороне североамериканцев, хотя мои друзья играли в обеих командах. Павлу Дацюку я тоже желал победы. Главное, я ожидал увидеть борьбу равных команд, которые будут биться до последнего. Поэтому увиденное стало для меня полной неожиданностью.
- С Дацюком вы виделись до матча с Канадой?
- Нет, я встретился с ним уже после этого. Он задержался в Ванкувере на несколько дней после вылета российской сборной. Мы остановились в одном отеле, и я виделся с ним несколько вечеров. Он был очень расстроен.
- У вас было подобное разочарование после финальной встречи между Канадой и США?
- Да. Я надеялся, что будет ожесточенная борьба за победу и нашим хватит энергии. Но, увы, не сложилось.
- Как, по-вашему, лечатся подобные разочарования?
- Через чемпионаты мира и последующие Олимпиады. Конечно, до следующих Игр еще ждать долго, а вот чемпионат мира будет уже скоро.
- Значимость мировых первенств не столь высока по сравнению с Олимпиадой.
- Конечно, на Олимпиаду приезжают все самые лучшие спортсмены планеты. Однако европейцы очень гордятся победами на чемпионатах мира. Для них этот турнир, наверное, как для нас, североамериканцев, Кубок Стэнли. Там ты представляешь свою страну.
- Проблема в том, что для лучших хоккеистов планеты следующей Олимпиады может уже не быть. Считаете, это будет справедливо по отношению к ним?
- Мое мнение - если есть возможность собрать всех лучших игроков мира, то это надо делать. Олимпиада именно для этого и существует. На Играх в Ванкувере для североамериканских зрителей не могло быть ничего лучшего, чем финал между США и Канадой. Популярность хоккея после таких матчей растет.
Что касается Игр в Сочи, то тут есть одна сложность - разница во времени с Россией. И это для нас большая проблема. Но все равно эффект от Олимпиады-2014 может оказаться огромным. Хотя, конечно, очень важно то, кто именно будет играть в финале.
- За чемпионатом КХЛ вы случайно не следите?
- Специально не слежу, но немного в курсе того, что там происходит. Наш массажист, Инар, смотрит трансляции матчей КХЛ по интернету. Другие ребята тоже интересуются. Вот, Попович, например, в России играл, он и следит за КХЛ.