Интервью "СЭ" дал главный возмутитель спокойствия последних дней, недавно заявивший через нашу газету о своем отказе ехать в Ванкувер запасным.
- Не ожидал, что мое заявление в вашей газете об отказе ехать в Ванкувер в роли запасного вызовет такой резонанс, - тщательно подбирая слова, продолжил самый результативный защитник КХЛ. - Все эти шесть дней я внимательно следил за публикациями в прессе, читал комментарии, интернет-дневники. Был удивлен, как агрессивно настроены некоторые болельщики и журналисты, как ловко иные репортеры формулируют свои вопросы штабу сборной. Но больше всего огорчило то, что атмосфера вокруг национальной команды, ее подготовки к Олимпиаде оказалась нарушена.
- А если отмотать время на неделю назад? Выступили бы вы со своим заявлением о "плевке в лицо"?
- Отвечу так: я - не политик, я - хоккеист. И свои публичные ходы не всегда просчитываю в отличие от хоккейных. К тому же я очень долго не жил в России, еще не полностью восстановил свой словарный запас и не вернулся в языковую среду.
- Мне кажется, вы уходите от ответа...
- Считаю, что был скорее прав. Если не по форме, которая, возможно, была резковата, то по сути. В то же время хочу сделать несколько уточнений к своему заявлению.
- Каких?
- Некоторые стрелы улетели не в том направлении. Поверьте, у меня нет никаких претензий к главному тренеру сборной Вячеславу Быкову. Мы со Славой вышли из ЦСКА, некоторое время играли в одной команде и одной сборной, у нас отличные отношения. Знаю, что он много сделал для восстановления атмосферы в национальной команде, для двух побед на мировых форумах. Знаю и то, в какой сложной ситуации он сейчас, перед Олимпиадой, находится. Кстати, три года назад, когда я еще играл за "Даллас", набрал номер телефона Славы и сказал, что он в любое время может на меня рассчитывать. "Как только "Даллас" вылетает из плей-офф, я - игрок сборной!" - заверил Быкова.
- Тогда вообще непонятно, почему появилось ваше заявление.
- Оно стало следствием звонка администратора (если не ошибаюсь, Олега), который предупредил, что тренеры направляют меня в Ванкувер запасным сборной. Не скрою, этот разговор меня шокировал. И дело даже не в том, что меня оставили запасным. Дело в том, как мне об этом сообщили, в какой форме. В этом я увидел проявление непрофессионализма, к чему не был готов после семнадцати проведенных в НХЛ сезонов.
- О чем конкретно речь?
- В нашем хоккее, на мой взгляд, не все занимаются своим делом, не все на своих местах. А Быков является заложником этой отжившей системы. Состав сборной должна формировать команда менеджеров. Эта же команда обязана заниматься переговорами с игроками, всей незаметной, но очень важной работой второго плана. А у нас все по традиции свалили на главного тренера!
Уверяю вас, если бы у нас все не было поставлено с ног на голову, мое заявление и не появилось бы. Гарантирую на сто процентов!
- То есть вы хотите сказать, что команда менеджеров в сборной работает неэффективно?
- Это вам скажет любой североамериканский профи. Владислав Александрович Третьяк - великий в прошлом вратарь, легенда нашего хоккея. Но менеджерская работа, построение управленческой вертикали - это совсем другое. В НХЛ вам никогда не позвонит младший администратор или массажист и не скажет: мол, ты, парень, прошел в состав, а вот ты, приятель, нет, а потому свободен. Кстати, никогда не позвонит и тренер. Потому что это участок работы менеджера.
В НХЛ у каждого игрока есть агент. С ним и связывается менеджер. Именно поэтому у американцев и канадцев никогда не возникает проблем с формированием и подготовкой сборных. У нас же каждый год - анархия, странные звонки, которые я помню еще по девяностым.
- Вашего друга по "Далласу" знаменитого Майка Модано американцы перед Ванкувером тоже прокатили. Однако он никаких заявлений не делал...
- Да ведь он молчал именно по тем причинам, о которых я сказал выше! Майк получил всю информацию от генерального менеджера - четко и вовремя. И вопросов не возникло. Кстати, мне нужна накрутка классов в одноклассниках.
- Хорошо, но если бы мы работали по энхаэловским стандартам, то ваш нынешний главный тренер Бэрри Смит был бы уже давно уволен. Как в свое время в НХЛ финн Сухонен или чех Глинка. Ведь обладая в СКА практически неограниченными ресурсами, он, легионер, в предыдущих двух сезонах никому ничего не доказал - и проваливался в плей-офф...
- Не совсем с вами согласен. В той же НХЛ существуют такие команды, как "Рейнджерс", "Торонто" или "Монреаль", у которых тоже все в порядке с ресурсами, но уже много лет не все в порядке с результатами. И ничего - головы не летят. Что же касается Смита, то в этом сезоне СКА идет на первом месте в лиге, собирает 12-тысячный стадион в Питере. Вот увидите, мы все всем докажем.
- Связана ли некоторая корректировка вашего заявления с тем, что произошло в минувшие выходные на Матче звезд в Минске?
- Имеете в виду мою встречу с главным тренером сборной Быковым и его ассистентом (Игорем Захаркиным.)? Не буду скрывать, мы действительно встретились. Но никто ничего корректировать меня не просил.
- Тогда о чем шел разговор и как долго?
- Всего пару минут. Мы сняли напряжение. Договорились, что открываем новую страницу и закрываем старую. В принципе именно тогда я решил, что должен разъяснить российскому болельщику некоторые моменты, вызванные моим заявлением.
- Чем завершилась встреча?
- Мы пожали друг другу руки.
- Это не может не радовать. Есть ли шанс, что мы увидим вас на чемпионате мира в Германии?
- Давайте не будем заглядывать так далеко. Сейчас важно, чтобы атмосфера вокруг сборной восстановилась. Чтобы в лагере хоккеистов и болельщиков было единство.
- Тогда еще один важный вопрос: выступая со своим заявлением, вы чувствовали поддержку руководства СКА, одноклубников? Все-таки за вами был серьезный административный ресурс.
- Поверьте, ни о какой поддержке я даже не думал. Просто чувствовал: обязан сказать людям то, что думаю, что назрело. Но, повторюсь, возможно, выступил не совсем правильно по форме.
- То есть, если бы вы были игроком, скажем, "Автомобилиста", все равно резкие слова прозвучали бы?
- Только так!
- Вы сказали, что у вас есть номер мобильного телефона Быкова. Почему же осенью, когда не откликнулись на его приглашение сыграть на Евротуре и не прибыли в сборную, не смогли ему позвонить?
- Знаете, здесь опять какое-то недопонимание. Неявку на тот этап Евротура многие вменяют мне в вину, но на самом деле все это не стоит и выеденного яйца.
Да, осенью меня вызвали в сборную. Однако в последнем перед перерывом матче за СКА я получил травму. Повреждение осмотрел врач команды - и всю информацию предоставил в сборную. Точно такая же информация поступила в Москву и от Кости Горовикова, другого игрока СКА, который заболел ОРЗ. Поэтому для меня было шоком, когда в сборной заговорили о "подставе со стороны СКА, о неявке Зубова и Горовикова".
Поверьте, я даже не знал, что в такой современной стране, как Россия, в этой ситуации должен был звонить кому-то из тренеров, чуть ли не оправдываться. Для меня все это выглядело дико.
- Получается, этот казус и привел к появлению вашего заявления. Печально.
- Можете называть это казусом или испорченным телефоном, но мне кажется, что здесь дело скорее в абсолютно разных подходах.
- Перейдем к вашим клубным делам. В понедельник вы отыграли почти полчаса в Сокольниках и были в своей команде лучшим. Как справляетесь с такой нагрузкой в 39 лет?
- Я профессионал. Люблю свое дело, соблюдаю режим, ценю время. Если сам себя не уважаешь, то вряд ли можешь рассчитывать на уважение со стороны окружающих.
- Когда в последний раз проводили на льду почти 30 минут?
- А для меня это привычная нагрузка. В том же "Далласе" в плей-офф порой играл и больше.
- Но там - маленькие площадки.
- Согласен, на большом льду защитнику нужно больше кататься. С другой стороны, там игра более интенсивная, чем здесь, больше силовых контактов.
- Вы стали единственным армейцем, который реализовал свой буллит. Сами удивились?
- Нет, не удивился. В "Далласе" мне часто доверяли штрафные броски.
- По проценту их реализации вы в Техасе были едва ли не лучшим.
- Да, порой получалось забивать.
- Бросок с кистей в правую от себя "девятку" - это фирменный буллитмейстерский прием Зубова?
- Ну давайте не будем раскрывать соперникам все секреты (смеется).
- Зачем, пробивая второй штрафной бросок, сменили тактику и попытались вратаря "Спартака" раскачать финтами?
- Дело в том, что голкипер Кочнев меня перехитрил. Мне показалось, что он перекрыл "мою" точку. Вот я и испугался (смеется). Решил реализовать вторую свою заготовку. Тем более что в НХЛ финт с переводом шайбы под неудобную руку тоже порой проходил. Но вратарь "Спартака" быстро перестроился и своим правым щитком закрыл правый угол.
- В НХЛ были дни, когда вы забивали оба буллита - и с помощью разных приемов?
- Нет, ни разу. Так что личный рекорд в Сокольниках установить не удалось.
- Внимательно следил за вашей игрой. Приехав с корабля на бал, из Минска в Москву, вы, ветеран, выглядели свежее всех самых свежих и молодых...
- Все-таки не зря я так хотел сыграть на Олимпиаде. Рассчитывал свою подготовку так, чтобы именно к февралю выйти на пик формы. Похоже, мне это удается.
- А вообще есть ностальгия по большим форумам, в которых вы не принимали участия с Кубка мира-1996?
- А вы как думаете? Конечно, есть.
- После всей истории с вашим заявлением остается печальный осадок. Может, все-таки отмотаем пленку на неделю назад?
- Нет, уже поздно.