Защитник СКА Евгений Рясенский, этим летом перешедший из ЦСКА, отметил, что спокойно воспринял новость о своем обмене.
– Евгений, в советские времена переход из ЦСКА в СКА означал понижение в классе и зачастую приближение финиша карьеры. Времена изменились, и теперь уже питерский ХК порой величают базовым для сборной. А как изменение армейской прописки восприняли вы?
– Особой разницы, где играть, не вижу. Ребятам сейчас никто не говорит: «Мы хотим тебя обменять. Как ты к этому относишься?». Все происходит спонтанно. И это не должно шокировать. Обменять могут любого в любой момент. Сегодня ты в СКА, а через месяц-два – в форме другой команды. Все в порядке вещей. В советские годы система работала иначе. Так что переход в СКА я воспринял нормально, хоть он и был неожиданным. Переезжал, впрочем, с позитивными эмоциями. В СКА меня все устраивает. Команда ежегодно борется за Кубок Гагарина, и для меня это отличный шанс стать чемпионом.
– В России тем не менее богатых не любят. Выступая за клубы-олигархи вроде «Ак Барса» и ЦСКА, чувствовал ли эту национальную особенность, например, в периферийных городах?
– В 2011-м, когда я пришел в ЦСКА, москвичи еще не были олигархами. Спонсорские вливания «Роснефти» начались годом позже. И не сказал бы, что затем команда резко изменилась. Такой же коллектив, какой был у «Нефтехимика» и у большинства других клубов средней руки. Может, сейчас произошли какие-то перемены, но я не в курсе, в ЦСКА больше не нахожусь. Понятно, что в клубе появились большие деньги, он стал богатым, но в одночасье все с ног на голову не перестроишь. Перемены придут со временем, и ЦСКА постепенно вернет себе лидерские позиции. Хотя клуб и без того один из фаворитов чемпионата.
– На высшем уровне отечественного льда и клюшки вы провели восемь сезонов. Хотя в 2010-м неожиданно заявили, что едете в «Детройт», от которого получили предложение. В итоге же сезон вы отыграли в Нижнекамске. Там хоть и производится резина для машин, но это далеко не автомобильная столица США...
– В НХЛ я действительно собрался. Но случился разговор с Владимиром Крикуновым, главным тренером «Нефтехимика», и руководством клуба. Мне обещали много игрового времени и, соответственно, больше шансов раскрыться. Решили, что еще сезончик в Нижнекамске поможет мне лучше подготовиться к дебюту в НХЛ...
– ...в итоге в КХЛ вы отыграли еще три сезончика...
– А сейчас начинаю четвертый в составе СКА. На переезд в Северную Америку решиться непросто, тем более человеку семейному. С собой надо перевозить семью, начинать жизнь фактически с нуля. К тому же имелись вопросы денежного плана, которые на тот момент не удалось урегулировать.
– И мечта об НХЛ осталась заброшенной?
– Ну так я еще не очень старый. Мой контракт со СКА рассчитан на год. Как будет складываться ситуация дальше, предсказать сложно. Попробовать что-то новое хочется. И шанс, думаю, есть. 27 – приемлемый для НХЛ возраст. Помнится, были люди и повзрослее, кто начинал карьеру за океаном. И ничего – заиграли.
– По посадке, катанию и желанию «встретить» соперника у борта вы напоминаете Дарюса Каспарайтиса, некогда сверхбрутального защитника НХЛ, а впоследствии тренера СКА. Подсматривали за «Недружелюбным приведением»?
– Нет. И пересечься с ним нигде не довелось. Видимо, в детстве по одной методике обучались и чему-то общему выучились. Вообще у каждого хоккеиста свой стиль. И основан он на том, что закладывалось в детстве и как впоследствии «фундамент» развивался.
– C еще одной экс-звездой НХЛ Ильей Ковальчуком вы земляки. Оба – из Калинина. Азы игры в одной хоккейной школе постигали?
– А других у нас не было. Один дворец на весь город. Я в хоккейную секцию поздно пошел – в восемь лет. Илья к тому времени уже перебрался в
Москву в «Спартак».
– Калинин, если посчитать, дал отечественному хоккею немало первоклассных хоккеистов. Чемпионами мира последних лет становились Денис Кокарев из «Динамо», бывший защитник СКА Денис Денисов. Тем не менее местный ТХК никогда не играл в высшем свете российского хоккея...
– В 1990-х был недолгий период, когда команда пребывала в суперлиге. Но в дальнейшем, видимо, не хватало финансовой поддержки от города. Екатеринбург, к примеру, тоже хороший хоккейный город. Но в денежном вопросе у них не складывается.
– Год назад вы впервые стали чемпионом мира, в этом – соучастником «мирового» позора. Почему такие разные команды получились у Билялетдинова?
– Однозначный ответ найти сложно. Где-то психологически неправильно настроились. Где-то давление ответственности сказалось. В чем-то не везло. А в каких-то моментах сами расслабились, позволяли лишнего, совершали ненужные ошибки.
– Порой до странности ненужные...
– Случается всякое, это игра. Зато теперь все поняли: просто не будет нигде. Тем более на Олимпиаде, куда съедутся – спасибо НХЛ – все лучшие игроки. Ошибки ЧМ-2013 должны сделать нас сильнее. В Сочи зрителей ждет сверхзрелищный, сверхнапряженный турнир и сверхтяжелый для хоккеистов.
– Четвертьфинальный матч с США – как бы совокупность всех ляпов нашей команды по ходу ЧМ-2013?
– Возможно. Недооценка соперников с нашей стороны, надо признать, была. С теми же французами, когда 9 мая проиграли 1:2, думали отделаемся малой кровью. Это раньше в мире было несколько сборных, показывавших солидный хоккей. Сейчас же у всех, кто попадает на ЧМ, добротный уровень и своя система. Непосредственного соперника нужно разбирать индивидуально, настраиваясь на матч со всей серьезностью.
– А каково было дебютировать на турнире уровня ЧМ на позиции нападающего в четвертом звене, пока в команде ждали усиление из НХЛ? Тем более что по манере вы, скорее, разрушитель...
– Не в своей тарелке находился. Перестроиться на раз-два непросто. Тем более в столь важных матчах. Но было тренерское решение. И если сказали – деваться некуда, надо выполнять...Кстати, нужна стенка оливия недорого.
– Юкка Ялонен – первый тренер-иностранец в вашей карьере?
– В сезоне-2011/2012 с ЦСКА работал словак Юлиус Шуплер. Но был уволен перед плей-офф.
– У своего нынешнего коуча чувствуете фирменную финскую систему или, оказавшись в КХЛ, люди сами под российский стиль подстраиваются?
– У каждого тренера свои система и видение игры. Игроку, пришедшему в новую команду, если приходит, конечно, не с прежним тренером, нужно время на адаптацию под новые требования. И, кстати, лучший период вникнуть в «новые конспекты» – это предсезонка, за время которой по ходу тренировок и контрольных матчей можно понять, чего от тебя хотят.