Известный хоккейный агент и эксперт Алексей Дементьев, находящийся в данный момент на драфте НХЛ в Нью-Джерси, в интервью назвал аналогичную процедуру в КХЛ формальностью и объяснил на примере Павла Дацюка, почему высокий выбор на драфте не важен для дальнейшей карьеры.
- В чем отличие драфта НХЛ и КХЛ?
- Наш драфт — это формальность, а в НХЛ — смысл всей работы по комплектованию команд. Это жизненная необходимость в притоке свежей крови. У нас же с неразвитой скаутской системой драфт, скажем так, однобокий. Самое главное — нам необходимо копировать не драфт, а систему работы скаутских служб, систему поиска игроков и привлечения в команду. А назвать этот процесс можно как угодно. Драфт — это то, что лежит на поверхности, а скаутинг-то, что находится внутри. Это представление о том, кто нужен команде сегодня для того, чтобы побеждать завтра. Например, в швейцарском хоккее отлично развит скаутинг, они ценят каждого игрока, который представляет интерес для сборной, и доводят его до лучших кондиций. И какой год подряд хотя бы одного швейцарца выбирают в первом раунде на драфте НХЛ. У нас же в КХЛ драфтуют игроков и отказываются от них, не подписывают, потому что за них надо платить приличные деньги. В этом большая проблема. Систему драфта в России нужно менять, она не соответствует нашей действительности.
- Введение драфта в КХЛ — желание слепо копировать заокеанскую лигу?
- В современной истории мы все время пытаемся копировать то, что сделано у кого-то. Мы хотим сделать школу вратарей как в Финляндии, систему подготовки как в Канаде, продвижение хоккея как в США, систему детских школ как в Швеции… Давайте сами станем новаторами, давайте сделаем так, чтобы нас копировали, как это было во времена Анатолия Тарасова, чтобы с нас брали пример и говорили: мы хотим как в КХЛ, мы хотим как в России! Американцы собирают своих лучших юниоров и готовят их в Энн-Арборе. Этот принцип подготовки был у наших юниорских сборных в советское время. Прогресс американских команд всех возрастов очевиден. Наши людские ресурсы неповторимы, у нас много Кулибиных, Дацюков, Малкиных! Но мы почему-то во всех сферах жизни смотрим на кого то, вместо того, чтобы создать свое, конкурентоспособное. Развивающие игрушки для ребенка заказать онлайн, купить детские игрушки
- Как нужно реформировать систему драфта в КХЛ?
- Я считаю, что драфтовать необходимо только в систему КХЛ, а не из системы КХЛ. Из одного клуба в другой можно драфтовать только тех ребят, которые по тем или иным причинам клубу не подходят. Кроме того, проводить драфт нужно не летом, а в апреле, после финалов. И нужно обязательно возрождать региональные соревнования, которые у нас загубили.
- Готовы ли вы назвать игроков, которые будут выбраны на предстоящем драфте НХЛ в первой десятке?
- Нет, не готов. Это непредсказуемо, надо быть Нострадамусом, чтобы угадать первую десятку драфта. Можно предположить с большой долей вероятности, что под первыми тремя номерами уйдут защитник Сет Джонс, центрфорвард Натан Маккиннон и нападающий Джонатан Дрюэн или Александр Барков. А вот кто и куда отправится, неизвестно — все может быть обменяно и переменяно. Например, «Колорадо», который будет выбирать первым, на мой взгляд, не совсем интересно брать молодого игрока, и они могут свой выбор обменять на двух более опытных игроков, которые уже играют в НХЛ и могут сразу усилить команду.
- Каковы перспективы российских игроков на нынешнем драфт-аукционе?
- Сложно сказать. Вообще 1995-й год рождения в России очень хороший. Но как высоко пройдут наши ребята, не готов сказать. Я вообще достаточно спокойно отношусь к драфту. Самый важный — второй контракт, а не первый. Первый контракт — это как бы аванс, а второй-то, что ты реально заслужил. Есть немало игроков, которые не получают второго контракта.
- Вас удивило, что Валерий Ничушкин накануне драфта опустился в списке Центрального скаутского бюро с 5-го на 6-е место?
- Поймите верно: все эти движения в рейтингах для самого драфта никакой роли не играют. Ты можешь быть вторым номером в рейтинге, но не войдешь даже в первую десятку. В то же время, были случаи на практике, когда люди, с трудом попадавшие в число 150-ти игроков согласно рейтингу, были выбраны в первом раунде. Элементарный пример — Ши Уэббер, которого мы драфтовали, работая в «Нэшвилле». Он был выбран под общим 49-м номером во втором раунде, и это был наш пятый выбор на том драфте. Однако по всеобщему признанию этот игрок на данный момент является лучшим защитником в мире.
- По-вашему мнению, сколько россиян будет выбрано в первом раунде?
- Даже не задумывался на эту тему. Сколько будет выбрано, столько и на здоровье.
- Сколько ваших подопечных будет участвовать в драфте НХЛ-2013?
- Несколько человек, но я не думаю, что в этом году они пройдут высоко. Надеюсь, что человека два-три — Мамин, Стеценко — будут выбраны точно. В каком раунде? Я не придаю значения этому вопросу: если игрок не имеет желания и возможности сразу после драфта ехать за океан, то и номер драфта не играет роли. Самое главное — это второй контракт, когда нужно будет показывать, что ты на самом деле из себя представляешь.
- Что самое главное нужно учесть, чтобы понравиться хозяевам клубов и тебя выбрали под высоким номером?
- Драфт сам по себе не является финишем хоккейной карьеры. Это промежуточная точка. Иногда здесь уместна поговорка про плохую лошадь, которая начинает с галопа. Мы видели пример того же Павла Дацюка и других игроков, выбранных достаточно низко, но играющих весьма успешно. Поэтому я отношусь к этому вопросу философски: приятно, когда весь мир тебя признает, узнает, и тебя высоко драфтуют, но ориентироваться на такой показатель как номер драфта ни в коем случае нельзя.
- Есть ли у нас на подходе игроки, способные в ближайшие годы повторить успех Александра Овечкина и Ильи Ковальчука?
- Люди, которые могут пройти высоко, совершенно точно есть. А быть «номер один» — это настолько относительно, что какая-то ясность наступит лишь ближе к самому драфту. Очень много составляющих, которые влияют на игру молодого хоккеиста, его позицию в мире. Талантливые игроки у нас есть, уже в следующем году выйдут на драфт ребята позднего 95-го года рождения — защитник Никита Черепанов, вратарь Игорь Шестеркин, дальше подрастают защитник Артем Владимиров, форвард Кирилл Капризов. Будем ждать!
- Ваш прогноз: кто станет главной звездой нынешнего драфта?
- Или Александр Барков или Сет Джонс. Кстати, от Барковых всем привет — мы тут рядом сидим!
Екатерина Балева,