Сертифицированный агент КХЛ Алексей Дементьев, отработавший 18 лет скаутом в НХЛ, в интервью рассказал об антикризисной программе для отечественного хоккея, и заявил, что ФХР испытывает страх перед современностью.
- В среду в Министерстве спорта состоялось совещание, посвященное развитию отечественного хоккея. На какие аспекты следует обратить внимание в первую очередь?
- Прежде всего, должен существовать конкурс на замещение любых важных должностей в сборных и клубах – главного скаута, тренера, менеджера и так далее. На мой взгляд, это должно выглядеть так: объявляется вакансия, люди, желающие занять ту или иную позицию, подают заявки, присылают резюме и свои программы развития. Это даст возможность руководителям составить список потенциальных работников, которые реально хотят и могут принести пользу, видеть представленные ими программы и отбирать наиболее квалифицированные кадры.
- Вы верите, что в нашей стране, где даже на государственном уровне различные тендеры порой являются формальностью, возможна такая система?
- Было бы желание, будут и керамзитобетонные блоки Москва, как говорится. Ведь люди, предлагающие свою кандидатуру и изъявляющие желание занять тот или иной пост, работают в итоге с огромным энтузиазмом, более усердно.
- Так в том-то и дело, что в России на важные должности назначают нужных людей, через которых будут проходить денежные потоки.
- Как раз это меня волнует меньше всего. Я исхожу из того, что необходимо сделать. И вторым пунктом вижу необходимость создания скаутского движения, основанного на профессиональной автоматизированной программе. Она уже создана мной и ее надо только внедрить на практике. В нашей стране отсутствует как таковое представление о скаутинге. Для того, чтобы этим заниматься, необходимо влезать вглубь и смотреть, что это такое. В современном спорте это ключевой момент. Отсутствие централизованного скаутинга в юниорских и молодежных сборных серьезно отражается на результатах.
- Кому предназначается созданная вами программа скаутинга?
- Всем – клубам, Федерации. Необходимо использовать имеющийся опыт. Эта программа позволяет накапливать статистические данные по игрокам, вести отчеты, проводить сравнительные характеристики. Не важно, кто работает сегодня с той или иной командой – тот, кто придет завтра, будет иметь полную информацию. Таким образом, эта программа позволяет осуществлять преемственность в работе.
- Обсуждали ли вы свой проект, скажем, с президентом ФХР Владиславом Третьяком и другими руководителями нашего хоккея?
- Конечно, встречался, разговаривал. Говорят – хорошая программа, все здорово, но у нас нет денег. Бред какой-то... Все у них есть, и деньги в том числе. И вообще: вот у летчиков есть программа налета часов, у руководителей хоккея тоже должна быть программа посещения матчей. Говорят, что у нас игроков нет – да у нас людей нет, которые хоккеистов просматривают, в этом вся проблема!
- Что по этому поводу говорит ФХР?
- ФХР занимает странную позицию: она видит в нас конкурента. Суть в том, что там некоторые люди с компьютером не знакомы и не знают, как три кнопки нажать. Это просто страх перед современностью. Мне говорят: у нас есть скауты. Но я ни разу не видел скаутов от ФХР на молодежном и юношеском хоккее. Ни разу! Покажите мне их. Чтобы быть настоящим скаутом, необходимо проработать в этой профессии минимум пят лет. Этому нужно учиться. Как можно выбрать лучших, если тренер живет в Канаде и приезжает в Россию посмотреть четыре игры перед сборами? На хоккей ходить надо, вот и все!
- Какова ориентировочная стоимость вашей программы?
- Если мы говорим о клубной программе, это порядка 500 тысяч рублей. По большому счету, смешная сумма, учитывая, что над этим проектом работает целая группа специалистов – они обслуживают программу, создают систему безопасности, постоянно расширяют и насыщают базу. В общем, программа есть, ее можно запустить уже завтра, хотя нужно было это сделать еще позавчера.
- Какой следующий пункт вашей антикризисной программы?
- Создание единой научно-аналитической группы, которая будет аккумулировать научные достижения в области хоккея, создаст систему обучения и аттестации, контроля и присвоения квалификации.
- Разве сейчас этого нет?
- Какая-то работа ведется, но очень разрозненно – что-то есть в Академии Лесгафта, что-то - в РГУФКе в Москве, что-то - в Омске, что-то - в Челябинске. Должна быть единая система и база данных. Кроме того, необходимо разработать единые требования к игрокам сборных команд. Нужно понимать, на основе каких критериев и параметров проходит отбор. Еще один важнейший момент – статистика. Необходимо иметь общую базу, фиксирующую выступление спортсменов в проводимых соревнованиях. В данный момент это большая проблема: подобных данных просто не существует. Вы нигде не найдете статистики выступления конкретного игрока, скажем, в 13-летнем возрасте. А ведь это необходимо, чтобы проследить динамику развития спортсмена.
- Что вас подвигло заниматься этими вопросами, выступать с разными заявлениями, обнажать проблемы?
- Очень сильно переживаю за нашу сборную на международных соревнованиях. До глубины души обидно за последние результаты – с нашими-то талантливыми игроками и тренерами. Мне это все очень близко, и я готов обсудить любые вопросы на эту тему с заинтересованными сторонами. У нас есть и перспективные тренеры, и талантливые игроки. Только надо их находить, ими заниматься, а для этого нужно ходить на хоккей.
Екатерина Балева,