На протяжении веков в Беларуси творили архитекторы, инженеры, художники разных национальностей. Здесь работали итальянцы, фламандцы, французы, немцы, бельгийцы, поляки, литовцы, русские и др. В свою очередь, выходцы из Беларуси, в том числе строители, мастера прикладного искусства, работая в России и во многих странах Западной Европы, снискали там известность.
В силу разных обстоятельств различные области белорусского искусства, и в первую очередь архитектура Беларуси, были связаны не только с русским, но и с восточно-европейским и в известной степени с западным средневековым искусством. В этом заключается одна из особенностей развития белорусского зодчества.
На протяжении веков в Беларуси творили архитекторы, инженеры, художники разных национальностей. Здесь работали итальянцы, фламандцы, французы, немцы, бельгийцы, поляки, литовцы, русские и др. В свою очередь, выходцы из Беларуси, в том числе строители, мастера прикладного искусства, работая в России и во многих странах Западной Европы, снискали там известность.
До IX монументальная архитектура находилась на начальной ступени развития и представлена погребальными курганами и языческими храмами.
IX-XI вв. характеризуется развитием феодальных отношений, введением христианства, расцветом всех областей культуры. Появляются княжеские хоромы, церкви, монастыри и др. Тогда были заложены основы монументальной каменной архитектуры.
В XII-XIII вв. на территории современной Беларуси возникает несколько удельных княжеств. Монументальные памятники того времени: в Полоцке — Спасо-Ефросиниевский собор (XII в.), в Витебске — Благовещенская церковь (XII в.), Гродно — Борисоглебская, или Коложская церковь (XII в.), Каменце — Белая вежа (XIII в.) — по своему архитектурно-художественному уровню стоят в ряду лучших памятников Древней Руси.
Частые войны, происходившие на территории Беларуси, оказали значительное влияние на развитие градостроительства и архитектуры. Большое внимание уделялось в то время строительству развитых городских укреплений, крепостей, замков, оборонных храмов.
Многие города окружались крепостными стенами и башнями, образующими развитую систему обороны (Полоцк, Витебск и др.). В большинстве случаев городские укрепления были деревянными, но встречались стены и башни, выполненные частично или целиком из камня. В комплекс городских укреплений входили и монастыри (Слоним, Несвиж). Замки на нашей земле строились либо на возвышенностях (до XV в.), либо в низинах, опоясанные крепостными стенами и башнями (с XVI в.). К первой группе можно отнести замки в Гродно, Новогрудке, ко второй — замки в Мире, Крево, Гольшанах.
Многие замки XIV-XVI вв. имеют черты готической архитектуры: своеобразную кладку, перекрытия в виде стрельчатых крестовых сводов или сводов с нервюрами, высокие окна и двери стрельчатого очертания.
Культовая архитектура оборонного типа наиболее полно представлена храмами в Сынковичах (XV в.) и Мурованке (нач.XVI в.). Для них характерны компактный массивный объем с высокой щипцовой крышей и наличие четырех или двух угловых башен с бойницами.
В XVI в. из Западной Европы в Беларусь начали проникать идеи реформации и гуманизма, приведшие к утверждению принципов искусства Возрождения. В архитектуру проникают сначала элементы ренессанса (г.Сморгонь), а затем барокко (г.Несвиж).
Основным художественным направлением в архитектуре XVII и первых трех четвертей XVIII в. явилось барокко. Архитектура ранних костелов тесно связана с влиянием итальянской художественной школы, но со второй половины XVII в. появляются памятники с местными чертами.
Монументальные памятники барокко являются наиболее многочисленными и интересными объектами в сохранившемся архитектурном наследии Беларуси. Это дворцовые ансамбли в Несвиже, Гольшанах, Ружанах, храмы в Гродно, Жировичах, Могилеве, Слониме и др.
Со второй половины XVIII в. на смену барокко пришел классицизм, окончательно утвердившийся в конце XVIII в. В постройках отмеча'
'ется упрощенность линий, объемов, деталей, появляются простые и спокойные формы, не лишенные изысканности, свойственной архитектуре барокко.
Выдающимися памятниками классицизма в Беларуси являются дворцы в Гомеле, Жировичах, Снове; соборы : Иосифа в Могилеве, Петра и Павла в Гомеле и др.
Архитектура второй половины XIX — начала XX в. явилась переломным этапом в истории зодчества Беларуси. Она характеризуется принципиальными изменениями в строительной технике, борьбой и сменой ряда художественных стилей.
Таковы основные этапы развития белорусского зодчества на дооктябрьский период. Древнейшие постройки Полоцка, Витебска и Гродно, монументальные крепости и замки Новогрудка, Лиды, Крево и Мира, величественные и неприступные храмы-крепости в Сынковичах и Мурованке, живописные деревянные церкви Полесья, оригинальные соборы Могилева, великолепные дворцы в Ружанах и Гомеле — произведения высокого художественного и строительного мастерства.