Личность каждого ученика сугубо индивидуальна: у каждого свой особый психологический склад, характер, волевые качества, в той или иной мере выраженные музыкальные способности.
Общее положение педагогики об индивидуальном подходе к учащемуся приобретает важное значение при индивидуальном вокальном обучении.
Кроме всего прочего, в классе сольного пения на передний план выходит необходимость учета особенностей звучания голоса и голосообразования каждого ученика, которые обусловлены особенностями строения и ра6оты его голосового аппарата.
Каждый новый ученик для педагога-вокалиста оказывается неповторимой задачей, которую ему приходится решать, гибко преломляя и сочетая методы и приемы педагогического воздействия.
У певца, в отличие от других музыкантов-инструменталистов, его инструмент находится в нем самом, является частыо его организма.
При обучении вокалу детей органы голосового аппарата специально приспосабливаются к выполнению певческих задач, изменяют свою функцию. Между ними налаживаются функциональные связи, создаются динамические стереотипы, т. е. формируется, настраивается «певческий инструмент».
Следует учесть, что значительная часть голосового аппарата и, прежде всего, гортань не подчинeны непосредственно нашему сознанию.
Многие органы голосового аппарата,управляются опосредовано через представление о звуке, через слуховые органы, которые воздействуют на двигательные центры, связанные с пением.
Представление о певческом звуке, характер звучания определяется ero эмоциональным содержанием, музыкально-смысловой выразительностью, которые существенно влияют на работу голосового аппарата, на налаживание его функции.
В свою очередь, выразительность вокального звучания, художественные качества звука зависят от «технологии» голосообразования, т. е. от вокально-технических навыков: владения дыханием, опорой звука, его динамикой (от пиано до форте), атакой, работой резонаторов, артикуляциониого аппарата.
Так, для выразительного исполнения музыкальной фразы необходимо владение дыханием, динамикой звука, для передачи эмоционального содержания музыкальной фразы требуется создание соответствующего по тембру звучания, которое образуется при помощи атаки (мягкой в лирическом произведении, твердой в драматическом произведеиии или марше), различного соотношения между нижними и верхними резонаторами, регистровой настройки, певческого дыхания.
Таким образом, становится очевидным диалектическое единство художественных и технических навыков в пении.
Формирование технических навыков должно вестись в единстве с эмоциональным подтекстом и художественной выразительностью.
Вокального звука, ничего не выражающего, не может быть. В нем всегда в той или иной мере проявляется эмоциональное состояние певца.
Профессиональные требования к певческому звуку: звонкость, близкое красивое звучание – неразрывно связаны с оптимистичсским настроением. Такой эмоциональный настрой создает необходимый тонус организма, который положительно влияет на формирование всех вокально-технических навыков.
Певец, не владеющий своим голосом (техническими навыками), беспомощен при исполнении художественных произведений. Он также беспомощен, если не умеет передать музыкально-поэтическое содержание.
На начальном этапе обучения преобладает техническая работа, а на более позднем внимание концентрируется больше на художественной стороне произведений. Пение является практическим видом деятельности. Вокальное обучение в значительной мере сводится к формированию и совершенствованию практических профессиональных навыков певческого голосообразования и исполнения художественных произведений.
Поэтому в методике вокального обучения в основном применяются такие общедидактические методы, как объяснительно-иллюстративный и др.
см. Объяснительно-иллюстративный метод и др.
Эвристический и исследовательский методы вводятся на более поздних этапах вокальното обучения, после освоения технических и художественных навыков, при их совершенствовании.